Партнеры Живи добром

Валентин Катаев. Советский гений


Валентин Катаев появился на свет 16 января 1897 года в южном городе – Одессе. Несмотря на то, что большую часть своей жизни он проведет в Москве, родной город навсегда оставил печать в душе писателя. Особый одесский говор, представляющий собой сплав разных языков, не только был его обыкновенной манерой речи, но и стал стилистической манерой его письма. 

Отец будущего писателя – выходец из духовенства, учитель, мать была из семьи мелкопоместного дворянства, не работала.  С самого детства Валентин любил книги – их в доме Катаевых было множество – и писал стихи. Первая публикация появляется уже в 1910 году, когда начинающему поэту было всего лишь тринадцать лет.  

20100804121821!Валентин_Катаев_(1920-е_годы).jpg

До 1914 года учился в Одесской гимназии – в это же время он познакомился с И. Буниным, ставшим его наставником и учителем. В начале Первой мировой войны, так и не окончив лицей, уходит в армию. Война осталась в памяти Катаева как время страданий и тягот. Многие военные впечатления навсегда остались в его памяти. 

Едва оправившись от старых ранений, в 1919 году вступает в ряды Красной Армии, работает на революцию – работает в «Окнах сатиры», пишет рассказы. Однако вместе с этим он тайно примыкал к Белому движению, о чем публично сознался уже много лет спустя. 

В 1922 году Катаев наконец приезжает в Москву. Там он публикуется в журнале «Новый мир», работает в газете «Гудок», в журналах «Красный перец» и «Крокодил». Там же сотрудничали И. Ильф, Е. Петров (брат Катаева), М. Булгаков, Ю. Олеша, М. Зощенко. 

9214c0c95dee2ed303c06967290eecbb.jpg

В 1925 году к начинающему писателю приходит долгожданное признание – публикуется сатирическая повесть «Растратчики», которую три года спустя ставят на сцене МХАТ. Сразу же бросается в глаза связь повести с работой Катаева в сатирических журналах: изображение мелкого мещанского мира времен НЭПа тесно переплетается с сатирическими изданиями, в которых работа писатель. 

В 1932 году Катаев совершает поездку на строительство Магнитогорска, вдохновившись которой, пишет свое первое крупное прозаическое произведение «Время, вперед!». Книга, в полной мере выразившая азарт социалистического строительства эпохи первой пятилетки, стала в ряд с созданными к тому времени крупными произведениями советской литературы. 

Следующим большим шагом навстречу литературному успеху стала повесть 1936 года «Белеет парус одинокий» о событиях 1917 года. Название отсылает нас не только к известному стихотворению, но и конкретно к морю, а именно к Черному, на берегу которого находится Одесса. 

i_001.jpg

Собственно, помимо самих героев повести, центральным образом является именно родной город Катаева. В 1937 году тема революции вновь поднимается писателем, только в ином ключе: в повести «Я, сын трудового народа» речь идет о немецкой интервенции территории Украины. 

В годы Великой Отечественной войны трудился в качестве военного корреспондента, не переставал писать. К концу войны выходит повесть «Сын полка», ставшая наиболее известным его произведением. 

kataev_500.jpg

В годы оттепели Катаев приобретает популярность благодаря своей работе в качестве главного редактора журнала «Юность» (1957 – 1962 гг.), через который проходит большинство молодых авторов того времени. 

В свой последний период творчества он создает такие произведения, как «Трава забвения» (1967), «Кубик» (1968), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Кладбище в Скулянах» (1975), «Алмазный мой венец» (1978), повесть «Уже написан Вертер» (1979), «Юношеский роман» (1982), «Спящий» (1984), «Сухой Лиман» (1986). 

060.jpg

Этот период характеризуется кардинальными изменениями в стилистике, композиции, ритме произведений, по тематике не выходящими за рамки подцензурного социалистического реализма, но сработанными на порядок качественнее. 

В этом плане Катаев выступает в качестве автора, идущего вглубь, но остающегося при этом в общепринятых рамках идеологического искусства. Так о нем говорит Д. Быков: «Даже на самых конъюнктурных его сочинениях вроде повести «Поездка на юг» (1951) лежит отсвет счастья…». 

 

Сигачева Анастасия



 

Рекомендуем

Эффект CNN. Узнайте первыми
Некрасов: блеск и нищета народного поэта
Ольга Кормухина: «Ну, удиви меня»
Энцо Феррари. Commendatore
Том Круз. Он сделал себя сам
Далай-лама XIV. Великий Будда Сострадания. На стыке Востока и Запада
По моде. AW 2017 COVERME by Olga Pl?nkina
Монстрами не рождаются («Моя девушка – монстр», реж. Начо Вигалондо)
В ЦДМ на Лубянке открылось кафе-пекарня «Волконский»
Афиша спектаклей в Community Stage