Партнеры Живи добром

Валентин Катаев. Советский гений


Валентин Катаев появился на свет 16 января 1897 года в южном городе – Одессе. Несмотря на то, что большую часть своей жизни он проведет в Москве, родной город навсегда оставил печать в душе писателя. Особый одесский говор, представляющий собой сплав разных языков, не только был его обыкновенной манерой речи, но и стал стилистической манерой его письма. 

Отец будущего писателя – выходец из духовенства, учитель, мать была из семьи мелкопоместного дворянства, не работала.  С самого детства Валентин любил книги – их в доме Катаевых было множество – и писал стихи. Первая публикация появляется уже в 1910 году, когда начинающему поэту было всего лишь тринадцать лет.  

20100804121821!Валентин_Катаев_(1920-е_годы).jpg

До 1914 года учился в Одесской гимназии – в это же время он познакомился с И. Буниным, ставшим его наставником и учителем. В начале Первой мировой войны, так и не окончив лицей, уходит в армию. Война осталась в памяти Катаева как время страданий и тягот. Многие военные впечатления навсегда остались в его памяти. 

Едва оправившись от старых ранений, в 1919 году вступает в ряды Красной Армии, работает на революцию – работает в «Окнах сатиры», пишет рассказы. Однако вместе с этим он тайно примыкал к Белому движению, о чем публично сознался уже много лет спустя. 

В 1922 году Катаев наконец приезжает в Москву. Там он публикуется в журнале «Новый мир», работает в газете «Гудок», в журналах «Красный перец» и «Крокодил». Там же сотрудничали И. Ильф, Е. Петров (брат Катаева), М. Булгаков, Ю. Олеша, М. Зощенко. 

9214c0c95dee2ed303c06967290eecbb.jpg

В 1925 году к начинающему писателю приходит долгожданное признание – публикуется сатирическая повесть «Растратчики», которую три года спустя ставят на сцене МХАТ. Сразу же бросается в глаза связь повести с работой Катаева в сатирических журналах: изображение мелкого мещанского мира времен НЭПа тесно переплетается с сатирическими изданиями, в которых работа писатель. 

В 1932 году Катаев совершает поездку на строительство Магнитогорска, вдохновившись которой, пишет свое первое крупное прозаическое произведение «Время, вперед!». Книга, в полной мере выразившая азарт социалистического строительства эпохи первой пятилетки, стала в ряд с созданными к тому времени крупными произведениями советской литературы. 

Следующим большим шагом навстречу литературному успеху стала повесть 1936 года «Белеет парус одинокий» о событиях 1917 года. Название отсылает нас не только к известному стихотворению, но и конкретно к морю, а именно к Черному, на берегу которого находится Одесса. 

i_001.jpg

Собственно, помимо самих героев повести, центральным образом является именно родной город Катаева. В 1937 году тема революции вновь поднимается писателем, только в ином ключе: в повести «Я, сын трудового народа» речь идет о немецкой интервенции территории Украины. 

В годы Великой Отечественной войны трудился в качестве военного корреспондента, не переставал писать. К концу войны выходит повесть «Сын полка», ставшая наиболее известным его произведением. 

kataev_500.jpg

В годы оттепели Катаев приобретает популярность благодаря своей работе в качестве главного редактора журнала «Юность» (1957 – 1962 гг.), через который проходит большинство молодых авторов того времени. 

В свой последний период творчества он создает такие произведения, как «Трава забвения» (1967), «Кубик» (1968), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Кладбище в Скулянах» (1975), «Алмазный мой венец» (1978), повесть «Уже написан Вертер» (1979), «Юношеский роман» (1982), «Спящий» (1984), «Сухой Лиман» (1986). 

060.jpg

Этот период характеризуется кардинальными изменениями в стилистике, композиции, ритме произведений, по тематике не выходящими за рамки подцензурного социалистического реализма, но сработанными на порядок качественнее. 

В этом плане Катаев выступает в качестве автора, идущего вглубь, но остающегося при этом в общепринятых рамках идеологического искусства. Так о нем говорит Д. Быков: «Даже на самых конъюнктурных его сочинениях вроде повести «Поездка на юг» (1951) лежит отсвет счастья…». 

 

Сигачева Анастасия



 

Рекомендуем

Занимательная археология Стивена Спилберга
Французам прощается всё ("Планетариум" реж. Ребекка Злотовски)
Рисуется на камеру: анимационно-игровые фильмы как кинотренд
6 июня – Пушкинский день России
Cartier — изыски, созданные для Богов
Театр на экране: Что посмотреть в декабре?
Смысловая легкость в иллюстрациях французской художницы Софи Гриотто
Марлен Дитрих: «Истинная женщина не волнуется — волнует»
Тайна, имя которой - Улыбка
Поколение джинсов ("Заложники" реж. Резо Гигинеишвили)