Партнеры Живи добром

Люди в клетке («Жена смотрителя зоопарка», реж. Ники Каро)


"Жена смотрителя зоопарка"


С 13 апреля в российский прокат выходит новый фильм о Второй мировой войне. Снимался он под руководством Ники Каро («Тренер») и с Джессикой Честейн в главной роли. В основу сценария «Жены смотрителя зоопарка» легла одноименная книга Дайан Акерман о подвиге Антонины и Яна Жабинских, спасших за годы войны более 300 евреев.

Лента Каро начинается с описания довоенных будней семьи Жабинских. Ян (Йохан Хелденберг) был смотрителем зоопарка, Антонина (Джессика Честейн) во всем помогала мужу и наслаждалась жизнью в окружении животных. Она не боялась оставлять львят рядом со спящим сыном и перед открытием зоопарка объезжала «свои владения» на велосипеде. Идиллии наступил конец в 1939 году, когда зоопарк был почти полностью разгромлен в результате авианалета нацистов. Антонине и Яну пришлось отдать лучших из выживших особей в немецкие зоопарки и беспомощно наблюдать за тем, как солдаты расстреливают остальных животных. Жабинские не смогли спасти всех подопечных, но не стали спокойно наблюдать за страданиями людей в оккупированном городе. Сначала Антонина уговорила мужа спрятать у них дома подругу-еврейку. Потом они разработали рискованный план по вызволению евреев из Варшавского гетто. Бежавших из гетто Жабинские прятали у себя дома под носом у военных и зоолога Лутца Хека (Даниэль Брюль), мечтавшего возродить исчезнувший вид животных и использовавшего ресурсы полуразрушенного зоопарка для своих целей.

Уже бедного, пунктирного описания подвига Жабинских достаточно для того, чтобы понять в каком напряжении находились Ян и Антонина, как сильно они и помогавшие им люди рисковали. Но у Каро нет ни напряжения, ни ощущения того, что жизнь смотрителя зоопарка и его семьи висит на волоске. Зато есть Джессика Честейн с безупречным макияжем, то в стильном пальто, то в кружевных сорочках. А показ мод – это явно не то, что ожидаешь от фильма про Холокост. Правда, здесь надо сделать одну существенную оговорку. В «Пианисте» (реж. Роман Полански) Эдриан Броуди проговаривал за своего героя, что с его внешностью ему не спрятаться. Антонина в фильме Каро будет осветлять волосы женщинам, укрывающимся в зоопарке, и передаст свое пальто одной из них. В таком контексте ставка на Честейн в красивых нарядах предстает отчасти оправданной. Только эпизодов а-ля фотосессия для глянцевого журнала в «Жене смотрителя зоопарка» все же больше, чем драматической составляющей. По сути, в двухчасовом фильме не так уж и много сцен, передающих кошмар, выпавший на долю ни в чем не повинных людей. Из вывезенных Яном Жабинским не удалось дожить до конца войны только двоим, и Ники Каро чтит память погибших, вплетая их историю в канву фильма. Проговаривается и то, что несовершеннолетние девушки могли стать объектом сексуального насилия в гетто. Но все же страдания спасенных в «Жене смотрителя зоопарка» на обозрение особо не выставляются, а ужас гетто аккуратно отступает на второй план, уступая место вечерним посиделкам в доме Жабинских под звуки музыки, когда солдаты уезжали из зоопарка и прятавшиеся в подвалах люди могли ненадолго покинуть свое убежище.

Как история о ежедневно рисковавших собой и своими близкими, чтобы спасти жизнь незнакомца, фильм Ники Каро недотягивает до «Списка Шиндлера» Спилберга. В отличие от героев Лиама Нисона и Рэйфа Файнса, между Антониной и Лутцом Хеком также не устанавливается болезненной связи, замешанной на манипуляции и общности интересов в довоенное время, при том что немецкий зоолог явно увлекся красивой полячкой и она чувствует свою власть над ним. Как фильм, рассказывающий и о попавших в Варшавское гетто, в сравнении с «Пианистом» «Жена смотрителя зоопарка» оборачивается набором красочных картинок по большей части о вполне сытой жизни у Жабинских.

Собственно, работа Каро не первый фильм о Холокосте, который фокусируется не столько на жестокости по отношению к евреям, сколько пытается высветить то, как те, кто по прихоти судьбы избежал мучений, воспринимают страдания других людей. «Свет вокруг» (реж. Лив Шрайбер), например, также не усыпан сценами насилия и почти животной жестокости, как и «Жена смотрителя зоопарка», и все же остается весьма пронзительным повествованием. Тем не менее сквозь череду лакированных кадров и глянцевую красоту у Каро все же достаточно отчетливо звучит вполне ожидаемое и в данном случае желаемое послание о том, что можно оставаться человеком в нечеловеческих условиях.


"Жена смотрителя зоопарка"


Елена Громова


 

Рекомендуем

Вячеслав Зайцев. Эпоха русского кутюра
Джорджо Вазари. Основоположник искусствознания
Вильгельм Гримм. Посвящение сказкам
Начало всех начал («Довод», реж. Кристофер Нолан)
MBFW Russia SS’18: итоги 4 дня
Открытие выставки «Вспомним всех поимённо…»
Препарировать, чтобы испугать:«Икарова железа» Анны Старобинец
Александр Лунгин: «Это кино о том, что делает нашу жизнь такой неистовой, странной и холодной»
Париж влюбленными глазами Хемингуэя
Дон Кихот российской эстрады. Ян Арлазоров