Партнеры Живи добром

Сумочка как наживка ("В объятиях лжи" реж. Нил Джордан)


"В объятиях лжи". Кадры предоставлены прокатчиком.


Фрэнсис (Хлоя Грейс Морец) переехала в Нью-Йорк из Бостона. Cбежать от себя и начать жизнь с нового листа в большом городе у девушки не получилось: она тоскует по умершей матери и, кажется, все ее действия подчинены поиску замены родного человека. А кто ищет, тот всегда что-нибудь да находит ‒ Фрэнсис нашла в метро забытую сумочку. Вместо того чтобы сообщить о находке машинисту поезда и не прикасаться к оставленному предмету, новоиспеченная жительница Нью-Йорка смело хватает сумку, выходит с ней из вагона и рассматривает ее содержимое: документы, лекарства и прочее. Потом она еще принесет находку домой и отчитает соседку по квартире Эрику (Майка Монро) за предложение забрать деньги и потратить их на себя любимых. Фрэнсис не такая. Она вернет сумку ее владелице. Так она познакомится с Гретой (Изабель Юппер), поверит всем ее рассказам о муже, почившем много лет назад, о дочери, оставившей мать одну и уехавшей в Париж. Фрэнсис будет гулять по Нью-Йорку в компании новой знакомой и еще несколько раз отмахнется от советов докучающей подруги, пока ни поймет, что Грета подстроила их встречу и сама она лишь очередная «жертва» обаятельной пожилой леди.

Нил Джордан не в первый раз обращается к теме деструктивных отношений матери и дочери. Его предыдущий фильм «Византия» тоже рассказывал истории матери и дочери. И были они вампиршами. Вампиризм, пусть и извилистыми путями, прокрадывается в отношения родителей и детей и в его новом фильме. Если присмотреться то, в «В объятиях лжи» (в оригинале название звучит лаконичнее – «Грета») еще прячутся призраки прошлого и мельком появляются ожившие мертвецы. Все они не получают буквального воплощения, режиссер не насыщает фильм мистическими существами, однако подобные метафоры прослеживаются здесь легко. Лента вновь и вновь обращает внимание на то, что жить после смерти любимого и важного для тебя человека хоть и тяжело, но нужно и можно жить счастливо, если собственноручно себя не загонять и не позволять другим (людям или гнетущим переживаниям) высасывать из тебя последние силы.


"В объятиях лжи". Кадры предоставлены прокатчиком.


Мировая премьера «В объятиях лжи» состоялась на фестивале в Торонто. Критики приняли ленту неоднозначно, что вполне понятно – это, и правда, далеко не самый простой для восприятия фильм. И дело не в том, что перед нами изощренный психологический триллер, выстроенный на проблематике одержимости и психологической зависимости, расчетливой безжалостности и слепой доверчивости, а в том, как вся эта начинка Джорданом подается. Он снял кино, где обнажены до предала ходы и трюки из триллеров и (в меньшей степени) из хорроров, местами приправил их постмодернистской иронией и добавил несколько настолько неловких твистов, что пострадал темп. Итог его трудов не похож на новобранца в артхаусных рядах, чья судьба ‒ стать частью истории мировой культуры.

И все же «В объятиях лжи» не та лента, на которой ставится крест и за просмотр которой хочется попросить вернуть потраченные минуты жизни. Джордан предоставил простор ей – Изабель Юппер, и она чудо как хороша в роли одержимой пианистки (и оммаж Ханеке, и все те же постмодернистские заигрывания). Некоторые сцены с ее участием хочется пересматривать вновь и вновь. Быть в кадре одновременно хрупкой, смешной, злой до остервенения, с летящей со скоростью лани крышей леди может далеко не каждая актриса, Юппер столь сложный образ подает играючи легко и элегантно. Вот она в смирительной рубашке смотрит прямо в камеру, и во взгляде ее читается почти детское недовольство, а вот она проделывает нехитрые медицинские манипуляции после очередного столкновения с новой игрушкой своей героини. И это лишь малая часть того, что вытворяет Грета в исполнении французской актрисы.

Грета врет и издевается над Фрэнсис, преследует ее и изображает горе вселенского масштаба, запертое в оболочке одинокого человека. Она пугает и смешит одновременно. И кто бы что не

говорил про то, что Изабель Юппер застряла в одном образе, наблюдать за ее игрой в каждом новом фильме становится все интереснее и интереснее.

«В объятиях лжи» в российском прокате с 21 марта.


"В объятиях лжи". Кадры предоставлены прокатчиком.


Елена Громова



 

Рекомендуем

В омут с камерой: «Мой мир – это мир кино»
Сексизм в современной культуре
Архстояние 2016: Новый диалог с природой
Одиночество глазами клоуна
Поль Гоген. Постмодернизм современности
Хороший мальчик нашего времени ("Хороший мальчик" реж. Оксана Карас)
"А чего вы тут делаете,а?" или взлёты и падения Элема Климова
Невозможность жизни («Дылда» реж. Кантемир Балагов)
XXXIX ММКФ. "Селфи" Виктора Гарсии Леона
Борьба и бунт жизни Фриды Кало