Партнеры Живи добром

Супергерой из трущоб («Снега больше не будет», реж. Малгожата Шумовска)




«Страна в Европе. Населена католиками». Примерно такой портрет Польши складывается при просмотре фильмов Малгожаты Шумовской. Практически вся ее фильмография так или иначе затрагивает проблемы веры. Например, главный герой «Во Имя» (2013) – католический священник-гей. Фильм «Тело» (2016) касается темы спиритизма. Ну а в центре сюжета «Приди ко мне» (2019) – жизнь изолированной секты на фоне природы.

Именно поэтому новый фильм главной современной польской постановщицы можно назвать для неё нехарактерным. Здесь нет ни медиумов, ни пастырей, а в центре сюжета и вовсе – мигрант из Украины по имени Женя (звезда «Очень странных дел» Алек Утгофф). Он работает массажистом в Варшаве. Однако не ждите привычных штампов про мигрантов. Герой этой картины – подлинный супергерой. Женя не только знает все языки, но еще и обладает сверхъестественными способностями: например, двигает предметы силой мысли и лечит наложением рук. Работает он в коттеджном поселке около Варшавы, где скучающие польские буржуа ждут прихода массажиста-спасителя. А спасать есть от чего: от семейных неурядиц, эмоциональных травм и даже от страха приближающейся смерти. В отличие от реальных мигрантов, Женю обожают все жители коттеджного поселка: начиная от охранника, поднимающего шлагбаум до хмурого и агрессивного Солдата (Анджей Хыра). Но постойте, а где же традиционный конфликт, двигатель сюжета? 


"Снега больше не будет". Источник: Capella Film


А конфликт на самом деле есть. И более того, можно сказать, что он же является и основной темой фильма. Ведь главная проблема Жени – это конфликт с его прошлым. Он родился в Припяти после Чернобыльской катастрофы: разрушение и потеря города, гибель близких людей – то, с чем столкнулся герой Алека Утгоффа сразу после рождения. Свои жизненные трудности есть практически у каждого жителя поселка. Женя умеет помочь другим людям решить их проблемы– но кто протянет руку помощи ему? 


"Снега больше не будет". Источник: Capella Film


Ещё одна важная тема фильма Шумовской – это мигранты, которые стали привычной частью польского общества. Как правило, это такие же выходцы из Восточной Европы, как и Женя. Мигранты живут в таких же панельных микрорайонах, как и герой Алека Утгоффа; их клиенты столь же зависимы от них, как и клиенты Жени зависимы от своего массажиста. Фильм предлагает взглянуть на этих незаметных людей иначе: у Шумовской именно мигрант – настоящий центр притяжения и отрада всех героев картины. Режиссер подчеркивает общность с этими людьми даже в визуальных образах: не зря зажиточные польские «хозяева жизни» живут в абсолютно одинаковых домах, отличающихся друг от друга не больше, чем панельные многоэтажки на окраине Варшавы (именно в такой и проживает Женя). Поэтому, несмотря на разный социальный статус, у людей одинаковые проблемы, например – изменение климата, которое Шумовска даже вынесла в название.


"Снега больше не будет". Источник: Capella Film


«Снега больше не будет» безусловно красив: видами и загородного поселка, и варшавских окраин, можно только наслаждаться. Несколько смущает только чрезмерное копирование Тарковского. Польские режиссеры не раз обращались к его наследию – достаточно вспомнить «Холодную войну» Павликовского. Но если в нашумевшей ретро-мелодраме обращение к визуальным приемам самого цитируемого советского режиссера было оправдано сюжетом, то в у Шумовской заимствование местами выглядит неприлично. Настолько, что ловишь себя на мысли, что наблюдаешь на экране за реинкарнацией Мартышки из «Сталкера». Хотя в целом кино безусловно оставляет положительное впечатление: это коктейль из меланхолии по утраченному и одновременно – фильм, наполненный оптимизмом и солнечным светом. Недосказанность позволяет интерпретировать картины по-разному и дает повод её не только посмотреть, но и пересмотреть: хотя бы ради странного ощущения надежды, которую новая работа Шумовской дарит. После просмотра разве что хочется опровергнуть категоричное утверждение в названии фильма: снег точно будет. 

«Снега больше не будет» – в кино с 18 марта. 

Андрей Лихацкий

 

Рекомендуем

Этьен Фальконе. Медный всадник и все-все-все
Парабола Шазелла ― к "Оскару" и обратно
Новый альбом Гвен Стефани
"Лучшее еще впереди", - Александр Макаров
Фантастический футбол («Стрельцов», реж. Илья Учитель)
Полуторавековое путешествие «Вокруг света»
Почему оживают литературные персонажи. Иллюзия независимого агентства
Новый сезон в Театре Наций
Правда и ложь Даниила Хармса
В джазе только тело («Душа», реж. Пит Доктер)