Театр в кино и дома: как театральные постановки стали доступны для всех
Уже шесть лет в кинотеатрах России можно посмотреть не только фильмы, но и спектакли. Их показывают по всему миру, в том числе и в прямом эфире. Каждый год к этому международному проекту присоединяются новые театры. Конечно, показ записанных спектаклей – явление не новое. Ещё в СССР по телевизору можно было увидеть постановки лучших советских театров со знаменитыми актёрами. Канал «Культура» до сих пор показывает старые спектакли и новые, а также оперу и балет. За рубежом тоже уже давным-давно записывают спектакли для архивов. В лондонских архивах, к примеру, можно увидеть постановки полувековой давности. Сейчас записываются практически все британские спектакли – в первую очередь, для будущих режиссёров, дизайнеров сцены, и прочих театральных работников. Посмотреть архивные записи может, впрочем, любой желающий – для этого надо заранее договориться об организации показа. Но вот о том, что можно смотреть постановки в кино не задумывались до 2006 года. Первопроходцем в деле показов спектаклей в кино стал театр Метрополитен Опера. 30 декабря 2006 года в Нью-Йорке прошла первая прямая трансляция оперной постановки, для этого события выбрали «Волшебную флейту». Вместе с проектом The Met: Live in HD театр запустил круглосуточный радиоканал с прямыми трансляциями и архивными записями. Сервис Met Opera on Demand позволил по абонементу смотреть любые записанные постановки, а также устраивал бесплатные показы на Таймс-сквер и в Линкольн-центре. Проект The Met: Live in HD длится уже 12 сезонов и охватывает 64 страны. Оперу прямиком из Нью-Йорка смотрит более 12 млн. зрителей, в том числе и из России – мы присоединились к проекту в 2011 году. Примеру Мет последовали театры Ла Скала, Ковент-Гарден, Парижская опера. В 2010 году начался показ балетных спектаклей Большого театра за рубежом, а в России – в 2013.
Британские спектакли стали доступны для домашнего просмотра, когда в 2009 году открылся сервис Digital Theatre. Он даёт возможность купить постановки по подписке, либо взять их напрокат на 48 часов. Сервис предлагает как новые спектакли со всей Великобритании, так и старые, 1970-1990-х годов. А вот в июне того же 2009 года британский театр наконец-то попал в кинотеатры. Старт проекта National Theatre Live ознаменовался трансляцией спектакля «Федра» с Хелен Миррен. Изначально проект был посвящён исключительно постановкам Королевского Национального театра, но вскоре к нему присоединились десять других площадок Британии. Сейчас жемчужины британской сцены показывают в более чем 2000 кинотеатрах по всему миру, а смотрят их свыше 5.5 млн. зрителей. Крупнейшей прямой трансляцией стал «Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем – эту постановку в прямом эфире посмотрело более 500 тысяч человек. В России показами из Метрополитен Опера, и из британских театров занимается проект TheatreHD, запущенный в 2012 году. Его миссия – «дать возможность каждому человеку увидеть на экранах кинотеатров шедевры мирового театра, не покидая родной город». И это – главное достоинство записи спектаклей для показов в кино, выпуска на DVD или онлайн-просмотра. Такие проекты не просто популяризируют театральное искусство, но делают его максимально доступным. Далеко не каждый может позволить себе съездить в Лондон, Париж или Нью-Йорк и купить билет в лучшие местные театры. Зато билет в кино делает возможным увидеть самые примечательные зарубежные постановки последних лет – большинство из которых, к слову, уже не идут на самой сцене. Такая доступность разрушает и элитарность театра, с которой особенно активно борются, в Великобритании. На показы спектаклей в кино ходит буквально и стар и млад, как бывалые любители театра, так и «новички» – такую возможность увидеть кумиров (среди которых – Дмитрий Хворостовский, Рэйф Файнс и Том Хиддлстон) не хочется упускать. Конечно, у этого явления есть и критики. Основная их претензия – люди предпочитают комфорт и ходят только в кино (или и вовсе смотрят спектакли дома), а число зрителей непосредственно театров при этом не меняется. Недолюбливают театр в кино и за то, что он уничтожает связь между артистами и зрителем,лишает «ощущения сцены» и превращает театральную постановку в фильм.
Большинство, впрочем, не видит в этом ничего плохого. Как написано на сайте National Theatre Live, проект показывает спектакли так, чтобы «зрители в кинотеатрах получили вид с лучших мест». Конечно, что-то неизбежно теряется – смотря такую запись, мы никогда не узнаем, что делают другие актёры, когда показывают крупным планом кого-то одного. Не всегда удаётся оценить сценографию целиком. Зато крупные планы позволяют лучше увидеть игру актёров и разглядеть детали как тем, кто сидит на первых рядах, так и зрителям на галёрке. Тот факт, что постановки всегда записываются во время настоящих показов, как раз помогает не потерять ощущение сцены. Зрители в кинозале или у себя дома объединяются со зрителями в театре, смеются, плачут и аплодируют вместе с ними. Возможность приобщиться к театру не выходя из дома, с каждым годом становится более доступной. В 2015 году появились сразу два театральных стриминговых сервиса – Globe Player от британского Глобуса и BroadwayHD, на котором можно посмотреть как мюзиклы, так и спектакли. Именно на этой платформе в 2016 году прошла первая в мире прямая трансляция бродвейского мюзикла. Спектакли показывают и на Netflix, а на американском канале PBS каждый год устраивают театральные сезоны с лучшими спектаклями США. Есть и отдельные каналы – например, Medici или Mezzo Live HD, которые показывают не только постановки, но и всевозможные концерты.
И даже социальные сети не остались в стороне. Лондонский театр Олд Вик в мае отмечал двухсотлетие масштабной трансляцией в Twitter. А в Instagram транслировали спектакль «Я и ты» с Мэйси Уильямс из «Игры престолов». Свою главную задачу трансляция постановок определённо выполняет, и театром действительно начинают интересоваться всё больше зрителей. А это, в свою очередь, помогает и самим театрам. Ведь если есть возможность, большинство всё равно отправится смотреть спектакль вживую. А запись позволит пересмотреть любимые постановки – и это ещё одно достоинство.
Мария Баратели
|
Рекомендуем |