Партнеры Живи добром

Триумф Алисы Фрейндлих


«Вы утверждали, что я чёрствая!

— Почему? Мягкая!

— Бесчеловечная!

— Человечная!

— Бессердечная!

— Сердечная!

— Сухая!

— Мокрая!»

Именно этот диалог вспоминает каждый, когда речь заходит о фильме «Служебный роман» и Людмиле Прокофьевне. Но все эти эпитеты никак не отражают характер настоящей актрисы. Алиса Фрейндлих всегда отличалась женственностью, добротой и чуткостью.

Алиса Фрейндлих

Будущая актриса родилась 8 декабря 1934 года в Северной столице. Она и сейчас помнит тот чудесный вид из своей квартиры на Исаакиевский собор и короткий путь до Медного всадника. Её отец и мать занимались творческой деятельностью, поэтому стать актрисой Алисе было предназначено судьбой. Отец, немец по происхождению, подарил своей дочери фамилию Фрейндлих и отчество Бруновна. Но перед Великой Отечественной войной родители разошлись.

Война не обошла стороной детство маленькой Алисы. Чувство, что завтра за тобой придут, не покидало семью. Несмотря на то, что в свидетельстве о рождении была указана русская национальность, фамилия Фрейндлих всё-таки давала о себе знать. Но репрессии не коснулись их, чего нельзя сказать о родственниках Алисы по отцовской линии. Многие из них были расстреляны. Не только страхом сопровождалась жизнь во время войны, но и голодом. За то, что Алиса и её мама, Ксения Фёдоровна, остались живы, можно поблагодарить их бабушку. В чётко определённые часы, вплоть до минут, она выдавала им кусочек хлеба. Такое жесткое питание их и спасло. По окончании войны мама и Алиса переехали в столицу Эстонии – Таллинн.

Спустя три года семья возвращается в Ленинград. В новой школе Алиса записалась в театральную секцию под руководством Марии Призван-Соколовой, известной советской артистки. Та сразу распознала в девочке большой талант и обучила её актёрскому мастерству. К тому времени, когда Алиса Бруновна окончила школу, в город вернулся отец.

Именно с ним они обсуждали её будущее. Фрейндлих обладала великолепным голосом и имела все задатки стать звездой театра и кино, но она не могла выбрать, куда поступать: в музыкальный институт или театральный. Отец настоял на театральном. Так, молодая абитуриентка решила отдать документы в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского.

Обучение было и сложным, и захватывающим одновременно. Она успела сняться в эпизодах нескольких фильмов. И выйти замуж за однокурсника Владимира Карасёва. Но брак был недолгим. После института её ждали совсем другие события.

Алиса Фрейндлих

В 1957 году она поступает в драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской. Там она получает огромный опыт и хорошую школу. Параллельно театральным подмосткам Алиса Фрейндлих снималась и на большом экране. И как она всё успевала?

Время шло, и навстречу ей пришла новая любовь – режиссёр Игорь Владимиров. Они смогли создать не только семейный союз, но и творческий. Она перешла в другой театр под руководством Владимирова – Театр имени Ленсовета. Все спектакли были подобраны специально для актрисы, весь репертуар основывался на её характере. И, конечно, роли Алисы Фрейндлих не могли остаться незамеченными. Она стала по-настоящему популярной и известной театральной актрисой. Но в кино этот период для артистки стал затишьем.

Это затишье было перед бурей, в самом хорошем смысле. Алиса Бруновна родила дочку, которую назвали Варварой. А позже на неё посыпались крупные роли. От неё были в восторге такие мэтры режиссуры, как Андрей Тарковский, Эльдар Рязанов, Валерий Тодоровский и другие. В 1974 вышли три кинокартины с участием одарённой актрисы: «Анна и Командор», «Соломенная шляпка», «Агония». Во внушительном списке кинолент, в которых снялась Фрейндлих, можно выделить действительно выдающиеся и успешные работы.

Нельзя не упомянуть «Служебный роман». К этой роли Алиса Бруновна очень тщательно готовилась: сама искала костюмы, наблюдала за реальными начальницами и перенимала их походку. За этот образ Фрейндлих получила звание «лучшая актриса» по версии журнала «Советский экран». Следующая лента, заслуживающая внимание – «Три мушкетёра». Там актрисе досталась роль королевы Анны. И третья картина – «Сталкер». В этом фильме Фрейндлих открылась с новой стороны, она будто родилась заново как актриса. Хоть роль была и небольшой, но характер и игра героини были настолько сильными и правдивыми, что надолго запомнились зрителям. Всё это принесло свои плоды. Алиса Бруновна стала «Народной артисткой СССР».

Алиса Фрейндлих

Личная жизнь актрисы театра и кино не закончилась на истории с Игорем Владимировым. Они решили развестись. Спустя некоторое время в её жизни появился новый мужчина, а потом и муж, Юрий Соловей. Но и с ним отношения как-то не сложились. Несмотря на неудачи в браках, Алиса Фрейндлих всегда утверждала, что очень счастлива. Ведь у неё есть прекрасная дочь и замечательные внуки.

На сегодняшний момент актрису очень редко можно увидеть на больших экранах. Она часто отказывается от ролей. Но театр любит безумно и отдаётся ему полностью до сих пор. Сейчас Алиса Фрейндлих играет в спектаклях в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова.

Алиса Бруновна Фрейндлих всегда была, есть и будет любимицей советского и российского зрителя. Её успех и дар актрисы неповторимы, талант безграничен, а тепло и свет, которые она дарит людям, не сравнятся ни с чем.

«Алиса Фрейндлих, безусловно, – одна из самых выдающихся актрис России. И на редкость честный, порядочный, интеллигентный человек, каких сейчас мало. При этом она не только уникальная актриса, но и гениальная мать… А что такое Алиса Бруновна на сцене – страна знает и без меня. Она работает честно и красиво. Даже роль второго плана играет, как главную. Зритель это чувствует и высоко её ценит. И когда в афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зал всегда полон, где бы мы ни выступали. Она и через много лет будет моложе всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось», - с теплотой отзывается актёр Георгий Штиль.

 

 

Полина Непомнящая




 

Рекомендуем

Итоги XIV Московского международного театрального фестиваля «Твой шанс»
Кто вдохновляет российских дизайнеров?
Смысловая легкость в иллюстрациях французской художницы Софи Гриотто
Борьба и бунт жизни Фриды Кало
Путеводитель по стране мертвых для всей семьи («Тайна Коко» реж. Ли Анкрич, Эдриан Молина)
Крепкая психика («ЗОЖ», реж. Магнус фон Хорн)
Величайший подарок на земле. Филип Стерн
Живые работы культового мастера
ART в шоке. Как изменилось искусство за последние 100 лет
72-й Каннский кинофестиваль