Уколи красиво («На острие», реж. Эдуард Бордуков)
Звезда российского фехтования Александра Покровская (Светлана Ходченкова) грезит об олимпийском золоте – все остальные награды у нее уже есть. Последняя Олимпиада в ее карьере все ближе. Век спортсменок не долог – Саше 34. Вдумчивый стратег, читающий противника, как опытный психолог, она сильна и технична. 19-летняя Кира Егорова (Стася Милославская) на нее совсем не похожа. Вчерашняя юниорка берет рапиру в руки и бросается на противницу с сумасшедшей скоростью – времени на подумать не остается ни у кого. Покровская – ее главная конкурентка на карьерной лестнице. «На острие» открывал 42 Международный московский кинофестиваль, который в этом году перенесли на октябрь из-за ситуации с коронавирусом. Прокат фильма по той же причине были вынуждены передвинуть на другие даты. К 26 ноября фильм добрался до опустевших с учетом новых условий, но все же работающих кинотеатров. Картину о двух саблистках доверили Эдуарду Бордукову. Ему не в первый раз снимать кино о спорте. В 2016 году вышла его драма «Коробка», главные герои – подростки из Чертаново. Спорт помог ребятам преодолеть внутренних демонов и перебороть расизм в себе и (почти во всех) соседях. Футбольное поле во дворе спального района в фильме из объекта вражды постепенно превратилось в пространство диалога.
Фехтование на футбол визуально не очень-то похоже: хореография турниров и матчей явно различается. «На острие» неоднократно показывает поединки саблисток, следит за тренировками сборной и одиночными выступлениями Киры на крыше – она постоянно тренируется. В качестве саундтрека – ритмичная музыка, иногда бодрые тексты речитативом передают бэкграунд и эмоциональное состояние. Поначалу такая подача кажется уместной. Почему бы и не снять бойкое кино о фехтовании? Футбол и хоккей получили свои блокбастеры, другие виды спорта тоже достойны большого экрана. Но «На острие» застывает на одном месте. Поединки показываются приблизительно одинаково. Столкновение саблисток по стилю все больше вызывает в памяти недавнего «Стрельцова» – быстрая, едва ли не клиповая подача каждого выхода. Любопытный прием, повторенный несколько раз, надоедает и ближе к титрам уже не раскрывает красоту и мощь фехтования, начинает играть против того вида спорта, который, казалось бы, должен воспевать. Как только «На острие» добирается до Олимпиады, фильм и вовсе позволяет себе открытые сравнения с футболом. Волнение друзей и поклонников Покровской и Егоровой сильно напоминает футбольных фанатов в российском кино. Более того, за Олимпиадой будут следить из спортивного бара, манерно переключив футбольный матч на фехтование. И эти пикировки «На острие» не к лицу. Сравнения двух видов спорта болезненно бьют по индивидуальности одного из них, ведь о фехтовании нам рассказывают на языке, уже использовавшемся для кино о футболе. Фильм словно расписывается в том, что выработать более подходящий для рапиры арсенал средств не вышло, решили прибегнуть к устоявшимся приемам. И все бы ничего, в таком подходе можно разглядеть и лесть, и благие намерения, только фехтование, обросшее представлениями о том, что это элитарный спорт, требует большей храбрости и готовности к экспериментам.
Светлана Ходченкова играет женщину, посвятившую всю жизнь профессии. Покровская тщеславна и готова идти до конца. Появление строптивой Киры становится для нее испытанием на прочность. Саша меняется буквально на глазах. Достойная соперница выкручивает на максимум все человеческие качества саблистки в пути на Олимпиаду. За Ходченковой в образе Покровской, проходящей ускоренный курс психологической трансформации, интересно наблюдать: внешнее спокойствие и уверенность в себе сопряжены с муками совести и терзаниями уязвленной гордости. Ее ждет экзистенциальное перерождение, принуждающее к переоценке ценностей. Стасе Милославской повезло меньше. С ее героиней сценаристы перестарались. Молодая бунтарка приехала в Москву. У нее было трудное детство. Она сама расскажет, как ей жилось без матери в компании отца-алкаша. Но, видимо, к середине фильма о грустной повести создатели ленты подзабыли и/или решили реабилитировать папашу саблистки. Из-за такого хода образ Егоровой перекашивается. Проживающая в престижном районе и разъезжающая на дорогом авто, Покровская вызывает больше сочувствия, чем девочка из глубинки, чьи слова расходятся с кадрами. Динамика отношений Киры и Саши разнообразнее их турниров. Спойлер (и вполне ожидаемый поворот для двухчасовой ленты, распадающейся на два акта): помахав саблями и уколов в самое больное место острым словом, женщины проявляют чудеса эмпатии. Их отношения противопоставляются психологическому давлению со стороны тренера сборной Гаврилова (Сергей Пускепалис). Манипулятор натаскивает спортсменок на победу и постепенно рушит их психику, его методы унизительны, в то время как перестройка основ личности Покровской встраивается в поиски новой этики. Ее пример – убедительная попытка показать, что человеческие отношения в коллективе работают во благо для общих целей. Но на чьей стороне остались симпатии создателей «На острие» – еще вопрос. Портрет главного «злодея» создается с уважением к выслуге лет и достижениям его подопытных. «На острие» в прокате с 26 ноября.
Елена Громова
|
Рекомендуем |