Партнеры Живи добром

Измена как предчувствие («Верность» реж. Нигина Сайфуллаева)



Как известно, Калининград – самый западный столичный город Российской Федерации. И, по понятным географическим причинам, самый европейский. Именно его режиссёр Нигина Сайфуллаева выбирает в качестве места действия для своего второго полнометражного фильма. И выбирает не просто так.

Будем откровенны: эротическая драма (а «Верность» именно ей и является) – непривычный и нетипичный жанр для российского кино. В совершенстве снимать эротические драмы умеют, пожалуй, только французы и итальянцы. Да и вообще, темы и вопросы телесного крайне редко поднимаются в нашей культуре. Всем известно, что «в СССР секса не было», а православная религия относится ко всему, что связано с физиологией, очень настороженно и целомудренно, если не сказать строго. Поэтому перенесение места действия истории в Калининград для Сайфуллаевой становится не просто авторской вольностью, а негласным способом преодоления моральных норм и табу. И самый европейский российский город как фон для раскованной и раскрепощающей истории о кризисе брака, работает безотказно.


"Верность". Источник: WDSSPR


Сюжетная завязка «Верности» проста и банальна. Лена (гинеколог в хорошей частной клинике) и Серёжа (актёр в театре) в браке уже не первый год. Можно сказать, что они «отдалились друг от друга» и уже не испытывают друг к другу прежних чувств, хотя всё ещё очень близки. В один вечер у Лены в руках ненадолго оказывается мобильный телефон мужа. Пары минут ей хватит, чтобы начать ревновать и заподозрить его в измене. А ещё нескольких дней будет достаточно, чтобы разрушить брак и пустить свою прежнюю жизнь под откос.

При пересказе всё это может звучать довольно схематично и искусственно, можно предположить, что так это могло выглядеть и на бумаге. Но на экране от происходящего не оторваться. Тем более что дальше режиссёр вместе с автором сценария Любовью Мульменко идут против зрительских ожиданий, и герои начинают вести себя совсем не так, как мы ждём. Как говорит сама Сайфуллаева, идея была в том, чтобы персонажи «поступали не так, как поступают обычные люди в подобных ситуациях». Но при этом живая естественность реплик и диалогов и невероятная органика двух исполнителей главных ролей позволяют поверить в то, что перед нами – не сценарные конструкции, а живые люди, и отождествить себя с ними.


"Верность". Источник: WDSSPR


Об актёрах здесь нужно сказать отдельно. Известно, что на последнем Кинотавре «Верности» выдали специальный диплом с несколько расплывчатой формулировкой «за безграничную веру актёров в режиссера». Но Александр Паль и Евгения Громова здесь действительно проявили к своему режиссёру большое доверие. И Сайфуллаева это доверие оправдала. Постановка эротических сцен (которых, на самом деле, в фильме не так много) удивляет сочетанием смелости и деликатности. И невиданным для российского кино градусом откровенности. Притом, что все они безупречно встроены в драматургическую канву повествования и абсолютно замотивированы характерами и поступками героев. Подкупает и та искренность, и небрежность с которой откровенные сцены разыгрывают актёры. Кстати, известно, что на съемках иногда практиковался метод импровизации. Одним словом, те, кто ждёт от фильма «клубнички» или чего-то подобного, скорее всего, будут разочарованы.


"Верность". Источник: WDSSPR


Потому что «Верность», как и любая хорошая эротическая драма – не только и не столько про секс, сколько про психологию. Главная героиня больше исследует себя и своё «я» с помощью интимной близости с разными мужчинами, чем стремится к острым физиологическим ощущениям. Она испытывает саму себя и окружающий мир на прочность, проверяя как далеко способна зайти. В этом отношении «Верность» хорошо рифмуется с фильмом «Молода и прекрасна» (2013), где юная Изабель оказывалась под властью примерно тех же идей и устремлений. И также как от Марины Вакт у Озона, от Евгении Громовой невозможно отвести глаз. Ей можно только любоваться, она – главное открытие и эмоциональный центр притяжения всей картины. И настолько естественна, насколько же обаятельна всегда, когда присутствует в кадре.


"Верность". Источник: WDSSPR


Хотя формально назвать «Верность» полнометражной картиной или полноценным фильмом можно лишь условно. На редкость ёмкий и лаконичный хронометраж (всего 82 минуты) позволяет определить её скорее как психологическую зарисовку. Но зарисовку глубокую и точную. Тут можно вспомнить о том, что сериальная эстетика на работы самой Сайфуллаевой влияет довольно давно. Ведь до и после своего самостоятельного дебюта в большом кино с лентой «Как меня зовут» (2014) она снимала и сериалы, и фрагмент коллективного киноальманаха. А для компании ТНТ-PREMIER «Верность» и вовсе первая проба сил в полном метре, хоть и после выдающихся сериалов вроде «Домашнего ареста».

И, тем не менее, перед нами законченная история, которая заслуживает большого экрана. Помимо других достоинств, ещё и благодаря своей неброской красоте, созданной оператором Марком Зисельсоном, который проявляет одинаковое мастерство и в создании тусклой, холодной и стерильной картинки, и в сверхкрупных планах тела и кожи. Таким образом, два начала "Верности" – отстраненно-холодное и чувственное – наглядно сходятся и создают необходимую зрителю остроту восприятия тактильных ощущений.

Своим фильмом Нигина Сайфуллаева доказывает, что физическая близость для любых отношений не менее важна, чем какая-либо другая. А её отсутствие может привести к последствиям гораздо более опасным и разрушительным, чем принято считать. В открытом и спорном финале она вызывающе обрывает судьбу своей героини на полуслове. Неужели неверность – в самой женской природе, а любая женщина по определению распутна и стремится к свободе? Раньше на эти вопросы пытались ответить авторы-мужчины. Теперь их ставит женщина. Но также не знает ответа.


"Верность". Источник: WDSSPR


«Верность» – в кинотеатрах с 31 октября.


Иван Цуркан



 

Рекомендуем

Из простушки в звезду. Лицо с обложки при помощи Photoshop
«Музыка для всех: оркестр и орган»
«Улица» дружбе не помеха ("Середина 90-х" реж. Джона Хилл)
Объединённые эстетикой цвета
Выставка «Журналы по искусству XX – XXI вв.»
Подарки со смыслом!
Жизнь Агаты Кристи: точки касания
Простодушный «папа Шрека» Уильям Стейг
Большие надежды. 37 Международный студенческий фестиваль ВГИК
“Кто построил? Москва”. Цикл заметок об архитектуре