Партнеры Живи добром

В тихом омуте… («Прочь», реж. Джордан Пил)


"Прочь"


Крис (Дэниэл Калуя) фотограф. Он и Роуз (Эллисон Уильямс) встречаются месяцев пять, и, по мнению девушки, избраннику пора знакомиться с ее семьей. А знакомство с родственниками второй половинки – момент, нередко преисполненный неловкостями. Случай Криса и Роуз осложняется еще и тем, что афроамериканец Крис переживает из-за того, как его встретят родители (Кэтрин Кинер, Брэдли Уитфорд) белой подружки. Роуз подшучивает над любимым мужчиной и пытается его успокоить рассказами о том, какие у нее либеральные предки, как им нравится Обама и прочее. Но парень переживал не зря: в уединенном загородном поместье Армитажей ему суждено столкнуться с весьма своеобразным преломлением расизма.

Режиссер и сценарист Джордан Пил обрушивается на зрителя шквалом клише и стереотипов. Он не постесняется ляпнуть о физической силе черных устами белых, коим далеко за дцать с большим таким плюсом. Подарит Крису прозорливого весельчака-приятеля (Милтон «Лил Рел» Ховери), твердящего о сексуальном рабстве. Обыграет Пил мотив рабства и по-другому, поместив в доме Армитажей двух «слуг» афроамериканцев (Маркус Хендерсон, Бетти Гэбриел), высокопарно, словно твердя зазубренный текст, восхваляющих родителей Роуз. К слову, мама девушки добилась значительных успехов в гипнозе и вовсю навязывает Крису свою помощь в борьбе с курением. Пил так, с помощью стереотипов, особо не церемонясь, вскрывает и выставляет на всеобщее обозрение вещи, о которых нередко говорится с трудом, заставляет прочувствовать их неловкость и воочию увидеть натянутость, деформирующую контакт между людьми. При этом обличение расизма режиссером «Прочь» не приобретает приторности звучания.

Ближе к концу фильма Пил предъявляет буквальный и достаточно жесткий образ в качестве иллюстрации против навязывания идентичности (прострелянная черепушка и кровь присутствуют), столь мощного, что просто отмахнуться от него, припомнив свои корни, уже вряд ли удастся. И все же сказать, что кино про афроамериканца в лапах обезумевшей белой семейки видит мир через призму непреодолимых полярностей, нельзя. Неспроста Пил дублирует ситуацию, при которой умерла когда-то мать Криса, и заставляет раскаченного парня бегать за Роуз, приговаривая, что она его семья и т.п. «Прочь» смотрится вполне легко, но его легкость допускает в пространстве фильма существование параллелей, не позволяющих делать топорные утверждения, захлебываясь в банальностях.

При этом жанровый гибрид от режиссера-дебютанта не вырождается в саркастическую ухмылку или в самовлюбленное довольство. Не становится фильм также зубодробительно смешным и чертовски пугающим. К заявленным комедии и хоррору прибавляется немножко драмы и лихой фантастический финт, почти роднящий работу Пила с «Вне/себя» (реж. Тарсем Сингх). Финт этот в «Прочь» придерживают как можно дольше, вскрывая карты ближе к концу так, что еще после финальных титров зрителю придется вспоминать увиденное, потому что поток клише и отговорок, коими, повторимся, лента сдобрена сполна, приобретает иное звучание.

"Прочь" стартует в российском прокате с 11 мая.


"Прочь"


Елена Громова



 

Рекомендуем

Что иностранцы думают о России и русской культуре на самом деле?
День 2. Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Галина Уланова. «Мона Лиза русского балета»
КоммерсантЪ. «В стране не хватало порядка – газета его создавала»
Дон Джонсон: «Я лучше, чем Пачино. Я лучше, чем Де Ниро»
Гавриил Шульц. Мастер скульптуры
Дневник эстета. Новогодние каникулы в Москве. Часть вторая
Георг Фридрих Гендель. Музыка в веках
Наш дом - нора, клоака, свалка. "Мышелов" на фестивале Solo
Вечно молодой: Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого