Вселенная растет ("Доктор Стрэндж" реж. Скотт Дерриксон)Киновселенная Marvel расширяется, в этом году помимо истории о передрягах уже давно знакомых супергероев, появилось два фильма о персонажах комиксов, чей путь в кино оказался значительно длиннее: следом за дерзким Дедпулом до экранов добрался и Доктор Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч). С его появлением помимо материального измерения кинематографический мир Marvel приобрел и астральное, закрепив за собой статус не просто вселенной, а «мультивселенной». Доктор Стрэндж – гениальный нейрохирург, надменный, любящий роскошь, стремящийся к славе и купающийся во внимании журналистов на научных конференциях. Он не стремится спасти чужую жизнь, а продуманно выстраивает свою карьеру, выбирая только самые интересные случаи. Этакая смесь доктора Хауса, Тони Старка и Шерлока Холмса (куда уж без него). Стивен Стрэндж наслаждается своей жизнью, принимая как должное данные от природы способности. Но все меняется в один момент. В результате дорожного происшествия Стрэндж сам оказывается на хирургическом столе. Врачи спасли его руки, но после аварии он не в силах даже самостоятельно побриться. Тщеславие и беспомощность – кипучая смесь: разуверившись в своих коллегах, Стрэндж решается на отчаянные меры и отправляется на Восток в поисках лечения в таинственном месте Камар-Тадж. Желаемого исцеления он, конечно, просто так не получит, но интеллект вкупе с фотографической памятью и трудолюбием быстро сделают из него одного из самых сильнейших магов Земли. События в фильме развиваются достаточно стремительно. Режиссер Скотт Дерриксон («Синистер», «Шесть демонов Эмили Роуз») не заставляет нас долго смотреть на самодовольную ухмылку нейрохирурга в операционной и истерику сорвавшегося на бывшую подружку Стрэнджа. Зато позволяет вдоволь насладиться психоделическим изображением астральных путешествий Доктора и схватками на улицах Нью-Йорка, зрелищными трансформациями пространства, замиранием и обращением времени. Стрэнджу придется на собственном опыте ощутить материальность мысли и потренироваться в программировании реальности. А трансформации «материи», зависимые от силы мысли, как научили нас уже Вачовски, красивы и притягательны. Создатели фильма предпочитают особо не увлекаться разговорами о магии и структуре мультивселенной, а показывать их, проговорив лишь то, что и у природы есть свои законы, которые маги частенько нарушают, например, подпитываясь энергиями других миров. Только за эффектную картинку «Доктору…» можно было бы простить многое и просто насладиться фантазиями создателей фильма. И, как часто это бывает во вселенной Marvel, не обошлось и без юмора. Возрастные ограничения у «Доктора…» немного меньше, чем у «Дедпула», поэтому юмор в фильме не сползает ниже пояса. Правда, то, что шутят здесь мягче, не делает ленту скучнее киноровесника. Первый выход Стрэнджа из материального тела не только красочен, но и комичен. Собственно, мир «Доктора…» и держится на двух китах: визуализации, которые в фильме превзошли предыдущие картины Marvel, и юмор, связанный с харизмой Камбербэтча и умением сценаристов вовремя привнести в мультивселенную нечто от сего мира, будь-то Wi-Fi в храме Старейшины (Тильда Сиунтон) или «Single Ladies» Beyoncé в плеере библиотекаря (Бенедикт Вонг). Если в «Дедпуле» были отсылки к школе Профессора Икс, то мультивселенную «Доктора…» попытались вписать в мир, созданный в фильмах о Мстителях и Торе, в частности. А такие связи неизбежно приводят к сравнению не столько главных героев фильмов, сколько их антагонистов. И если Хиддлстону была предоставлена возможность вылепить такого Локи, который успел обзавестись собственной армией поклонников, то герою Мадса Миккельсена повезло гораздо меньше. «Доктор Стрэндж» прежде всего фильм о Докторе Стрэндже, его в ленте много, другим персонажам уделено значительно меньше внимания. Они всего лишь обрамление в демонстрации способностей начинающего мага. О герое Миккельсена в фильме сказано мало, его история, обращение к мистическим практикам и переход на темную сторону прорисованы пунктирно. Хотя даже из лениво брошенных слов в его адрес понятно, что он человек израненный и не однозначный. Магнетизм датчанина, конечно, берет свое, о его персонаже хочется узнать гораздо больше, расковырять те раны, которые он старательно пытается залечить, но этому злодею доведется лишь побегать по стенам программируемой реальности. Возможно, столь малое внимание к персоне антагониста связано с тем, что главный соперник Стрэнджа в комиксах, Мордо (Чиветел Эджиофор), в фильме еще не перешел на темную сторону и борется со злом плечом к плечу со Стрэнджем и Старейшиной. И все же ждешь большего, когда роль плохого парня исполняется столь мощным актером, как Миккельсен, которому по плечу создать нового Лектера, сыграть запуганного мужчину, ложно обвиненного в педофилии, воина, способного зубами разорвать шею противнику, и Стравинского, очарованного Коко. Чуть больше дано времени Учителю Стрэнджа. Тильда Суинтон вновь показала, что готова к любым экспериментам с внешностью и не стесняется появиться в кадре с бритой головой. По поводу кандидатуры Суинтон на роль Учителя было не мало разногласий, связанных в основном с тем, что Старейшина в комиксах – мужчина. В итоговом варианте Тильда все же сыграла андрогинного вида женщину, ей удалось за достаточно маленькое экранное время выжать из своего персонажа максимум, очень мягкими, плавными штрихами обозначить неоднозначность принятых ею решений и готовность нести за них ответственность, хрупкость и спокойную уверенность. Доктор Стрэндж вполне удачно вписался в ряды супергероев от Marvel. У него есть все для того, чтобы сражаться вместе с Мстителями: способности, костюм с красным Плащом Левитации и эзотерические знания как бонус. Елена Громова |
Рекомендуем |