XXXIX ММКФ. "Мешок без дна" Рустама ХамдамоваНового фильма от Рустама Хамдамова ждали давно. Предыдущая его полнометражная картина «Вокальные параллели» по сценарию Ренаты Литвиновой вышла в далеком 2005 году (короткометражка «Бриллианты вышла в 2010 году). Над ней он работал 9 лет. «Мешок без дна» режиссер делал меньше, всего 5 лет. За эти пять лет сменилось пять операторов, скончался исполнитель роли монаха-отшельника Феликс Антипов, родила Елена Морозова. По сюжету картины героиня Светланы Немоляевой рассказывает сказку князю в исполнении Сергея Колтакова, которая в свою очередь основана на коротком рассказе Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Действие рассказа перенесено в Россию, поэтому вместо суйканов кафтаны, а вместо криптомерий березы. Название «Мешок без дна» взято из сказки 295 из «Тысячи и одной ночи». «А мешок без дна звучит лучше, потому что героиня отвечает на множество вопросов, получается, что нет дна», – рассказал Хамдамов. Мадам нанимают рассказывать сказку, ей платят и за количество убийств в ней, но заранее ограничивают его до 1-2. Если представить, что сказка – это фильм, то мадам режиссер. Фильм этот еще и интерактивный, судьба героини рассказа решается князем. Мадам рассказывает сказку при помощи бумажных конусов, черных шаров и некоторых других предметов из своей бездонной сумочки. У кого-то зеленый экран, а у кого-то конус из газеты, методы у всех разные. И как настоящий режиссер, она рождает красоту из кучи бесполезных предметов. Мадам еще имеет способность ясновидения, но, как оказывается, эта способность ее иногда сильно подводит. В финале мадам уходит из дворца в расстроенных чувствах, не значит ли это, что ее сказку (фильм) не приняли, что князь вопреки ожиданиям остался недоволен, а с ним и зрители? А предметы из сумочки заталкиваются обратно в ридикюль под насмешливые взгляды слуг князя. Возможна ли такая трактовка? Для фильма Хамдамова возможна любая трактовка, даже самая нелепая. Мешок действительно не имеет дна. И там в итоге может оказаться лишь один кислый лимон (но никто нам об этом не скажет). Зато сам мешок Хамдамов соорудил изысканный. Большая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге, в заброшенном дворце, расположенном в промышленной зоне на берегу Невы. И дворец этот настолько хорош, что, по словам режиссера, выстроилась целая очередь кинематографистов, желающих там снимать. Костюмы взяты из кладовых Мосфильма и использовались в советских исторических картинах. Кафтаны, расшитые сарафаны, кокошники и рукавицы, например, «снимались» в «Иване Грозном» Эйзенштейна. Камера часто берет крупный план старинной брошки, жемчужных бус, кокошника. Любоваться действительно есть чем. Предметы и декорации создают сказочную атмосферу, а экран кинотеатра превращается в живописное полотно. Будучи еще и знаменитым художником, чьи картины выставлены в крупнейших галереях мира, в том числе и в Третьяковке, Хамдамов сделал много отсылок к художникам, тут вам и Моранди, и Шишкин, и Васнецов, и Тициан (и скорее всего много кто еще). На пресс-конференции режиссер вспомнил фразу Поля Валери «лев состоит из переваренной баранины», приведем здесь ее целиком: «Нет ничего более личностного, более органичного, нежели питаться другими. Но нужно их переваривать. Лев состоит из переваренной баранины». В переваривании других Хамдамов не стесняется признаваться, так из чего же он состоит? Из Орсона Уэллса, Бунюэля, Кокто, Пазолини, Антониони. «Это совсем не значит, что я это повторил. Они у меня сидят в голове и если я что-то хочу сделать, они вылезают», – объяснил режиссер. Кинокритики (основная аудитория этой картины) найдут массу отсылок к шедеврам мирового кино. Почему премьера «Мешка без дна» такое значимое событие? Во-первых, потому что появился повод вспомнить, послушать, поговорить, увидеться с одним из самых загадочных и необычных режиссеров в российском кинематографе. Во-вторых, потому что Светлана Немоляева в главной роли появляется очень нечасто. В-третьих, такую завораживающую, таинственную красоту последний раз можно было видеть, наверное, в фильмах Параджанова. Известно, что авторской картина получается только тогда, когда режиссер делает ее для себя. И если это понравится кому-то еще, то это большая удача. Но чтобы снимать настолько «только для себя», как Хамдамов, и иметь успех даже еще до выхода картины, однозначно надо быть гением. Михаил Мосягин Фотоматериалы предоставлены пресс-службой ММКФ |
Рекомендуем |