XXXIX ММКФ. Вне конкурса: "Колдунья", "Каренина и я"
ММКФ-2017 перевалил за экватор, и мы продолжаем рассказывать о фильмах из внеконкурсных программ. Время женщин: «Колдунья» Элейн (Саманта Робинсон) удивительно красива, мужчины падают к ее ногам. Но не в одной только чарующей внешности дело. Девушка освоила магическую практику по привлечению противоположного пола и использует ее в надежде найти настоящую любовь. Пока на пути ей попадаются, правда, сплошь слабаки, не способные выдержать силы ее любви. Но однажды она встречает того, на кого магические чары не действуют. У Анны Биллер за этой встречей не последует счастливого конца, где прекрасный принц женится на столь же прекрасной принцессе, ждавшей своего суженного либо в высокой башне под пристальным взором дракона, либо смиренно терпящей злую мачеху рядом с королем-отцом. Возможно, потому что главная героиня страшной сказки на ночь у режиссера только мечтает стать принцессой и найти принца с единорогом в придачу (на коней размениваться не пристало), видимо, позабыв, какая ведьм в сказках постигает участь. Элейн живет в мире своих грез, и фантазия, что девушка по-детски наивно пытается воплотить в жизнь, срабатывает как анестетик – действительность гораздо страшнее, чем позволяет себе представить красавица с вороного цвета волосом. Просачивание правды в красочный мир Элейн, где смерть не вызывает слез, подспудно намекает на то, что ворожея у Биллер не справилась с экзистенциальным ужасом и представляет собой сплошь травмированное существо, до которого никому нет дела.
В «Колдунье», напичканной песенками про единорогов, на фоне нарочито стилизованных декораций 1970–х, Викторианской эпохи и Ренессанса показано положение женщины в современном обществе. Элейн перманентно пребывает в плену расхожих банальностей. Никого не интересует, что она за человек, потому что окружающие, вероятно, слишком хорошо знали, какой должна быть «настоящая женщина», и малейшие отклонения от «подлинного» курса жестоко карались отцом девушки и ее бывшим мужем. Собственно, попытка возродиться и позволить себе быть собой у Элейн тоже не вышла. Из одного мира, в котором женщина всем должна и нелюбима, она попала в другой, по сути, более жесткий и не менее женоненавистнический, сводящий ее к сексуальной привлекательности для противоположного пола. И как бы героиня Саманты Робинсон не парировала обвинения знакомых, ее заверения, что теперь она использует свою сексуальность в качестве силы и управляет ею по собственному разумению и согласно своей воле, лишь подчеркивают загнанность и подчиненность стереотипам. Красочная, на грани китча картинка «Колдуньи» таит в себе агонию женщины, вынужденной лишь надеяться на чудо любви и ежечасно подстраиваться под мир, где место для нее всегда четко очерчено и не допускает шанса на свободу от навязанных стандартов.
Ателье: «Каренина и я» Герильд Маусет только вернулась из трёхмесячного турне по Норвегии со спектаклем по роману Льва Толстого «Анна Каренина», как получила приглашение вновь исполнить роль Анны в той же пьесе под руководством того же режиссёра, но уже не на родной земле, а в России в драматическом театре во Владивостоке. Актриса не смогла отказаться от такого предложения и решила за короткий срок постараться выучить текст на русском. Путешествие жены во Владивосток из Мурманска по железной дороге задокументировал режиссер Томмазо Моттола.
Для Герильд Маусет Анна Каренина не столько персонаж одноименного романа, сколько простая женщина, за свою недолгую жизнь перенесшая не одно испытание, и актриса, готовясь к роли, словно пытается искупить страдания незнакомки. В документальном фильме Моттола Каренина предстает современницей жены режиссера. По крайней мере, обсуждая судьбу Анны со случайными знакомыми, Герильд не делает скидку на время, на правила жизни и приличия, которым необходимо было следовать героям романов Толстого. Для норвежки Анна будто бы живет и чувствует здесь и сейчас. Более того, Герильд не может принять смерть Карениной: на последней минуте фильма она прочерчивает на снегу лыжню – рельсы, по которым мчит в костюме своего персонажа. Актриса, входя в роль, ищет и находит точки соприкосновения жизни своей и жизни Анны, объясняет свою судьбу через поступки Карениной, вчитывается в строки Толстого, не собираясь отказываться от предрассудков своего времени, или и вовсе не ощущая их.
«Каренина и я» не фильм о первой встрече с Россией или путешествиях по неизведанной и полной загадок чужбине: режиссер уже двадцать лет как знаком со страной и неоднократно работал здесь. В фокусе у Моттола – его жена, которую он называет «великой актрисой» и за которой пристально наблюдает: ловит ее улыбки, любуется длинными волосами, фигурой, облаченной в черное платье. И в плоть любящего взгляда проникает сопротивление языка, не играющего в поддавки с норвежской актрисой, стресс и очень личная история, что вновь воскресла в памяти Герильд Маусет, работающей над ролью.
Елена Громова |
Рекомендуем |