Партнеры Живи добром

Юрий Никулин. Кумир страны, любимец миллионов


18 декабря 1921 года в семье артистов театра небольшого города Демидов родился мальчик, имя которого в будущем будет знать весь Советский Союз, Юрий Никулин. Четыре года спустя, вся семья переезжает в Москву, где он оканчивает школу и буквально со школьной скамьи уходит в армию. Юрий Никулин прошел русско-финскую войну зенитчиком, а следом и Великую Отечественную в звании старшего сержанта, был удостоен нескольких медалей: «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Военные годы не могли не оставить отпечатка в характере Никулина, именно поэтому в глазах клоуна всегда читалась легкая грусть.


Юрий Никулин


Творческая судьба для Юрия была предопределена его семьей, окружением. По возвращении в мирную жизнь он подает документы во ВГИК, но приемная комиссия отказывает молодому парню в зачислении, сочтя Никулина недостаточно красивым и артистичным. После нескольких безуспешных попыток стать студентом театрального ВУЗа, Юрий пробует себя в цирковое училище при Московском цирке. Успешно пройдя вступительные испытания, он становится учеником знаменитого на тот момент клоуна Карандаша (Михаил Румянцев). После окончания обучения Никулин становится его подмастерьем и знакомится с Михаилом Шуйдиным, вместе они работают под началом Карандаша. В это время Юрий встречает и свою будущую жену Татьяну, студентку Тимирязевской академии, страстную любительницу лошадей. Их роман начался с несчастного случая: лошадь, которую помогала обучать Татьяна, «притоптала» артиста во время выступления. Никулин попал в больницу, а будущая супруга из чувства вины его навещала. Они поженились в 1948 году, а в 1956 у них родился сын Максим. 


В 1950 году Никулин и Шуйдин из-за творческих разногласий уходят от Румянцева и начинают выступать самостоятельно, создав дуэт, который радовал зрителей на протяжении нескольких десятилетий. Их творческий успех был обусловлен абсолютной разницей характеров и образов: флегматичный и трогательный Никулин против забияки, весельчака Шуйдина. Несмотря на то, что близкие дружеские отношения за пределами цирковой арены у артистов не сложились, они оба испытывали чувства глубокого уважения и доверия другу к другу. Никулин не раз признавался, что без такого партнера, как Шуйдин он не достиг бы таких творческих высот. Юрий Владимирович ушел с арены в возрасте 60 лет, став главным режиссером, а год спустя он переходит на должность директора цирка на Цветном бульваре. В 1985 он начал капитальную реконструкцию, было воздвигнуто новое здание, строительство которого завершилось в 1989. В 1994 году Юрий Владимирович участвует в открытии Творческо-Эксперементальной Студии при цирке, благодаря этой мастерской выступления пополнились новыми оригинальными программами и артистами, а 1996 году цирку было присвоено имя Никулина. В его стенах Юрий Владимирович проработал 50 лет. 


Юрий Никулин


Всесоюзная известность пришла к клоуну с началом его актерской карьеры. Впервые в кадре он появился в эпизодической роли пиротехника в киноленте «Девушка с гитарой» (1958 г.), на тот момент ему было 36. Его заметил Леонид Гайдай и пригласил сыграть Балбеса в фильме «Пес Барбос и необычный кросс» (1961 г.). Знаменитую тройку Труса, Балбеса и Бывалого полюбил весь Советский Союз, и вся страна ждала выхода новых эпизодов с их участием. Благодаря природному артистизму и обаянию, Никулин подарил нам уникальный образ по-детски наивного, беззлобного и неудачливого жулика. Талант Юрия Владимировича помог ему справляться и с драматическими ролями. Он непревзойденно сыграл в таких серьезных и тяжелых картинах, как «Андрей Рублев» (1966 г.), «Когда деревья были большими» (1961 г.), «Они сражались за родину» (1975 г.), «Ко мне, Мухтар!» (1964г.) и др.


Юрий Никулин


Независимо от жанра киноленты, его героев объединяло одно – отсутствие жестокости, низости и подлости. 


В начале 90-х Никулин пробует себя в качестве телеведущего. Он ведет юмористическое шоу «Белый попугай» на государственном канале. Передача была местом встречи любителей анекдотов, поэтому неудивительно, что Юрий Владимирович, мастер «анекдотичного сказа», стал почетным президентом этого клуба. Это был новый формат для отечественного телевещания, программа была очень популярна. Никулин также был постоянным участником передачи «В нашу гавань заходили корабли» - программы, в буквальном смысле воспевающая дворовый романтизм. На съемках передач всегда царила атмосфера открытости, душевности и родства, как на любом другом проекте с участием народного артиста.

Прожив такую яркую жизнь, Юрий Владимирович решил написать мемуары. У него уже был писательский опыт: будучи в составе общественного редакторского совета журнала «Огонек», Никулин вел собственную колонку с анекдотами, а впоследствии он выпустил сборник смешных баек. Историю своего пути он описал простым языком, с юмором и ощущением ностальгии в книге «Почти серьезно…». 


Юрий Никулин


Юрий Никулин человек, артист и руководитель с большой буквы. Сохранив глубокие исторические традиции, он стоял у истоков современного циркового жанра в России. Трудно представить советский кинематограф без персонажей, которых он создал. Вклад Юрий Владимировича в развитие отечественного искусства невозможно измерить, он дарит улыбку зрителям и по сей день. 



Саида Бакиева



 

Рекомендуем

«От голубой розы к золотому гранату. Образ Востока в русском искусстве первой половины ХХ века»
FollowTheFabrika. Пятый этап
Неугасающий «Огонек»
Сказка в платяном шкафу
Кино. Премьера. "Голограмма для короля"
67-й Берлинский кинофестиваль. Berlinale Special Gala
«Стремясь к цели, ты уходишь от нее, преграда–это путь». Ирина Хакамада и ее «Дао жизни»
Тайны Собора Парижской Богоматери
Премьера оперы Джоаккино Россини "Турок в Италии"
Бар с пианистом: городской джаз от Бенни Грин станет снова слышен в Нью-Йорке