Партнеры Живи добром

Застрявшие в прошлом («Т2: Трейнспоттинг», реж. Дэнни Бойл)


Т2: Трейнспоттинг


20 лет прошло с тех самых пор, когда Рентон (Юэн Макгрегор) «кинул» своих друзей: забрал нечестным трудом заработанные деньги и сбежал. Теперь он возвращается в родной город, и призраки прошлого атакуют бывшего наркомана. Кайфолом (Джонни Ли Миллер) перешел на кокаин, и вместе с молодой подельницей Вероникой (Анжела Недялкова), приехавшей на заработки из Болгарии, проворачивает нехитрые криминальные схемы. Кочерыжка (Юэн Бремнер) все еще пытается завязать и издали наблюдает за своим взрослым сыном и бывшей подружкой, которые в нем давно разочаровались. Бегби (Роберт Карлайл) к приезду закадычного друга бежит из тюрьмы. Он не забыл о предательстве Рентона, и его переполняет жажда мести. Встреча бывших друзей обещает быть жаркой. И печальной…

Уже столь весомый отрезок времени говорит о том, что Дэнни Бойлу вряд ли удастся снять просто продолжение хорошо знакомой киноманам истории. Режиссер на этом и не настаивает. «Т2: Трейнспоттинг» также нельзя назвать и исключительно экранизацией другого романа Ирвина Уэлша «Порно». Новый фильм Бойла наполнен отсылками к «На игле», чувствуется, что создатели ленты приложили немало усилий, чтобы сохранить эстетику фильма-предшественника, но настроение в сиквеле отличается от того, что царило в ленте 1996 года. «Т2: Трейнспоттинг» – подведение итогов и тоска по прошлому, когда безысходность, хоть и парила в воздухе, но еще казалась иллюзорной.

За 20 лет герои фильма, конечно, изменились. Но эти изменения не означают того, что парни повзрослели. Почти у каждого из четверки друзей появились дети, но никого из них язык не поворачивается назвать хорошим отцом. Между детьми и их горе-папашками выстроена стена: они не живут рядом с сыновьями, не воспитывают своих детей и не знают, о чем те мечтают. Эта пропасть между поколениями в фильме Бойла выглядит как надежда на светлое будущее: на пустынной почве все же удалось зародиться жизни, вопреки тяжелым условиям. Светлое будущее режиссер пророчит только детям, а не их отцам. В середине пути Бегби, Кочерыжка, Кайфолом и Рентон черпают энергию лишь из прошлого, перерезая на своем пути вполне осязаемые перспективы. И через 20 лет они не способны найти себе место в жизни, и выбирают бегство от нее.

С помощью флешбэков, кадров, не вошедших в первый фильм, и его нарочитых цитат Бойл пытается осмыслить настоящее четверки друзей, увязших в днях минувших. Но это возвращение к прошлому не похоже на попытку его переконструировать, чтобы дать возможность героям «Т2: Трейнспоттинг» освободиться от него. Одержимость событиями двадцатилетней давности больше напоминает тоску по тому времени, когда будущее еще имело смысл. Не тяготится прошлым разве что бывшая подружка Рентона Диана (Келли Макдональд), мельком появляющаяся на экране, хотя она явно бережно хранит воспоминания о своем бурном взрослении.

Бойл не скатывается до нытья об упущенных возможностях. «Т2: Трейнспоттинг» не выдает того драйва, который был присущ ранней работе режиссера, и все же фильм не лишен колкого юмора, а современная интерпретация саундтрека так и просится в плейлист. За двадцать лет Макгрегор заматерел и утратил завораживающее безумие и подростковую наглость, его пластика изменилась и стала тяжеловесней. Но чудаковатая угловатость сохранилась в движениях Бремнера. Его Кочерыжка, сводящий счеты то с наркотиками, то с жизнью, приковывает к себе внимание больше, чем разборки с озверевшим Бегби и выяснение отношений между все столь же блондинистым Кайфоломом и Рентоном.

Создатель «На игле» признается в том, что фильм получился настолько тяжелым и приближенным к жизни наркоманов, что для многих людей, пытающихся избавиться от пагубной зависимости, просмотр ленты 1996 года оказывается испытанием. В сиквеле акценты смещены, время внесло свои коррективы и вышло в повествовании Бойла на передний план. «Т2: Трейнспоттинг» упивается прошлым, возможно, потому что персонажи Макгрегора, Бремнера, Миллера и Карлайла – реликты, и будущее их весьма сомнительно.


Т2: Трейнспоттинг


Елена Громова



 

Рекомендуем

Начинается царство кино
Кино. Премьера. «В сердце моря»
Кино. Премьера. "Большой всплеск"
Иегуди Менухин: скрипка, концерт и Париж
Эволюция смеха. Николай Гоголь
Проект SYMPHONY KIDS. Неклассический концерт для классических детей
История одного крестьянина
Потребляю – значит, существую. О дивный Новый мир
По другую сторону камеры: актёры, ставшие режиссёрами
Над чем смеются в Англии? Новые британские ситкомы, которые стоит посмотреть