Черешневый лес. «Эдвард Мунк»
“Черешневый лес” представляет масштабную экспозицию выдающегося норвежского художника: графика, пейзажи, портреты, фотографии и даже селфи.
Выставочная программа XIX-го Открытого фестиваля искусств “Черешневый лес”, стартовав 4 марта выставкой дизайнера и архитектора Марио Беллини в Музее архитектуры имени А. В. Щусева, продолжается. 15 апреля в Третьяковской галерее состоялось торжественное открытие экспозиции “Эдвард Мунк”, которая будет доступна широкой публике с 17 апреля. Гостями вечера стали Ольга Голодец, Рената Литвинова, Марина Зудина, Ксения Чилингарова, Алена Долецкая, Эвелина Хромченко, Екатерина Шипулина, Ксения Алферова, Елена Захарова, Марианна Максимовская, Екатерина Стриженова, Алика Смехова, Екатерина Андреева, Виктория Андреянова, Алла Сигалова, Александр Олешко, Владимир Кристовский, Игорь Янквоский, Катя Мцитуридзе, Рубен Варданян, Мария Федорова, Дарья Веледеева, Игорь Гаранин, Павел Астахов, Андрей Колесников, Павел Каплевич, Владислав Флярковский, Мария Трегубова, Георгий Исаакян и другие.
«Продолжаем наш фестиваль значимой выставкой норвежского художника Эдварда Мунка. Мне кажется, мы с вами достаточно погрузились в норвежско-российскую прохладную действительность и готовы получить яркие впечатления от визуального общения с творчеством Мунка», - отмечал на вечере устроитель фестиваля “Черешневый лес” Михаил Куснирович.
Дружба “Черешневого леса” с Третьяковской галереей началась в 2016 году с открытием выставки “Русский авангард. XXI век” около легендарного фонтана ГУМа. В 2017 году XVII-й фестиваль стартовал с экспозиции Джорджо де Кирико в филиале музея на Крымском валу, а ко Дню независимости России на Триумфальной площади состоялась обширная программа “Родное искусство/Искусство родины. Прошлый век”.
«Уверена, что выставка Мунка будет событием, может быть, даже не года, а пятилетия или десятилетия. Российская публика, московская, в некоторой степени взыскательна, но творчество этого художника мы с вами практически не знаем», - сказала вице-премьер РФ Ольга Голодец.
«Россия и Норвегия - страны-соседи, нас многое объединяет. Русское искусство у нас очень популярно: Чехов, Достоевский, Шостакович, Чайковский - все это хорошо знакомые норвежцам имена. Как и здесь, в России, хорошо знают книги Кнута Гамсуна, пьесы Генрика Ибсена и музыку Эдварда Грига. Для нас большая честь представить еще одного норвежского гения в Москве», - отметил директор музея Мунка в Осло Стейн Олав Хенриксен.
В Россию впервые в таком полном объеме привезли наследие произведений “отца экспрессионизма” Эдварда Мунка (1863–1944). Последний раз его ретроспектива проходила в Эрмитаже 35 лет назад. В экспозиции в Третьяковской галерее, переговоры о которой велись с 2013 года, участвуют 64 живописных, 35 графических работ (литография, ксилография, офорты), 14 фотографий и мемориальные предметы из музея Мунка в Осло. Проект стал возможен благодаря серии обменных выставок двух музеев, российского и норвежского, их “настоящим партнерским отношениям и взаимной щедрости”, подчеркнула директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Также в первый раз в российской музейной практике коммерческое страхование произведений искусства было заменено государственной гарантией - ее обеспечили власти Норвегии. Ещё два экспоната для выставки предоставил ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Девушки на мосту» и графический «Автопортрет с рукой скелета». Привезли и главный символ выставки: прославившую мастера работу “Крик” - наверное, одну из самых узнаваемых в мире картин, ставшую не только мемом, но и телефонным эмоджи и уступающих в известности разве что “Джоконде” Леонардо и “Рождению Венеры” Сандро Боттичелли.
«Ретроспектива Мунка в Третьяковской галерее - первая в России и самая масштабная в нашей истории, показывающая этого художника во всем его своеобразии, сложности и эмоциональности. Мы показываем и известнейший “Крик”, в самой ранней версии, 1893 года восковой пастелью», - говорит Зельфира Трегулова.
Некоторые искусствоведы полагают, что жутковатая фигура на переднем плане была навеяна видом перуанской мумии, которую художник увидел на всемирной выставке в Париже, другие видят в нем предчувствие войн и катастроф ХХ века. Всего существует четыре цветные версии этого шедевра, созданные с 1893 года по 1910-й, и у них довольно интересная судьба. В 2004 году один из «Криков» украли из Музея Мунка, но через два года полиция нашла работу - ей были причинены значительные повреждения. А на аукционе в 2012 году последняя версия шедевра ушла за рекордную сумму в $119,9 млн. Сюжет входит в цикл “Фриз жизни”, ставший центром экспозиции в Третьяковской галерее, - мастер работал над ним более 30 лет.
По словам главного куратора выставки Татьяны Карповой, «очень многие знают “Крик”, но ничего не знают о Мунке. Тот случай, когда шедевр заслонил собой автора. Наша задача - расширить представление об этом мастере. Он был художником своего времени, очень чутко передавшем те тревожные настроения, то предчувствие катастрофы, которое витало в начале ХХ века». Она отмечает, что Мунк постоянно искал себя, вырабатывал свой пластический язык и стиль. И действительно был неутомим: сильно разбавлял масляные краски мелом, пробовал в качестве связующих веществ казеин и костный клей, освоил почти все виды графики.
Поражающие силой эмоций и новаторством художественного языка произведения Мунка, которого часто сравнивают и ставят в один ряд с Винсентом ван Гогом и Полем Гогеном, давно получили мировое признание. Интересно, что на формирование мировоззрения и образного мышления классика европейского модернизма большое влияние оказали романы Ф.М. Достоевского. Произведения любимого писателя художник читал запоем. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Более чем многие остальные, даже вместе взятые», - подчеркивал Мунк в письме к другу Йенсу Тиису. Самым близким себе персонажем он называл князя Мышкина, а после смерти на его прикроватном столике обнаружили издание «Бесов».
Тема “Мунк и Достоевский” стала лейтмотивом выставки. Мучившие обоих гениев демоны похожи: многие из тревожных работ мастера, навеянные страхами, депрессией, тяжелыми любовными страданиями и пристрастием к рулетке вполне могли бы стать иллюстрациями к романам Достоевского. А на трагическом “Автопортрете. Между часами и кроватью”, созданном мастером на закате жизни, на заднем фоне на стене висит картина, которую Мунк назвал “Кроткая” - в честь одноименной повести писателя. Интересны и выделенные кураторами в отдельный эпизод фотоработы художника: уже в начале ХХ века он использовал необычные ракурсы, экспериментировал с экспозицией, снимал себя в необычных образах, фактически предвосхитив сегодняшнюю моду на селфи. Бесчисленные автопортреты Мунка были для него творческим дневником: “Он не роботизировал свою личность, а каждый раз анализировал и фиксировал свое новое душевное состояние”, говорит Карпова.
Расставаться со своими картинами и рисунками Мунк, который так и не обзавелся семьей, не любил, считая их своими детьми: “наказывал”, выставляя на дождь, наносил холстам повреждения - их реставраторы намеренно не убирают. А вынужденно продав одну работу, сразу же писал на тот же сюжет другую, таким образом отыскивая все новые средства выражения одной идеи. Тем интереснее будет сравнить в Третьяковке разные версии “Мадонны”, “Девушек на мосту” и два варианта “Крика” - цветной и графический. Оформители экспозиции во главе с архитектором Сергеем Чобаном старались подчеркнуть роль природы в мироощущении художника. “Стенды имитируют каменные утесы, характерные для пейзажей Норвегии, и деревянный забор - вроде того, что окружал тихую усадьбу Мунка, в которой он отшельником прожил последние 30 лет”, - рассказал Чобан. Художник, удивительным образом совмещавший в себе темную и светлую сторону личности, считал, что «настоящее искусство есть кровь сердца художника». Однако со временем его портреты становятся светлее и теплее, портреты - ярче и монументальнее, что хорошо можно проследить благодаря выставке в Третьяковке.
“Считается, что Мунк - депрессивный художник, сложный для восприятия. Однако, если присмотреться, его творчество, напротив, воодушевляет на преодоление бед и препятствий. На одном из своих фотопортретов он со шпагой в вытянутой руке атакует окружающий его густой мрак. И мне кажется, этот образ очень хорошо его характеризует”, - считает куратор Татьяна Карпова.
Эдвард Мунк всю жизнь боролся со своими внутренними демонами - и, кажется, победил.
Цитаты Наталия Солженицына У меня тот случай, когда во всем творчестве художника, который мне очень нравится, есть явный фаворит. Очень люблю картину “Созревание” - мне она кажется достовернее и глубже других психологических картин. Это очень глубокая драма, созданная минимальными изобразительными средствами.
Зельфира Трегулова Выходишь из этих залов с пониманием, что ты прошел через какое-то сложнейшее внутреннее путешествие по закоулкам человеческой души - прежде всего своей собственной.
Павел Астахов “Черешневый лес” в Москве каждую весну. И я каждую весну жду, чем же меня таким он удивит. Получается каждый год. В этот раз выставка историческая - фактически к нам привезли целый музей.
«Эдвард Мунк» 17 апреля -14 июля Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2 и 3 этажи
Информация предоставлена пресс-службой
|
Рекомендуем |