Партнеры Живи добром

Искушения Святого Антония в истории искусств


«Горе миру от соблазнов, 
ибо надобно прийти соблазнам; 
 но горе тому человеку, 
через которого соблазн приходит».
Мф. 18:7
Жизнеописание святого отшельника, пробудившегося духом в 18 лет и ушедшего в самоотречение, полно удивительных историй об изгнании бесов и демонов. Родился Святой Антоний в Верхнем Египте и происходил из благородной семьи. Уйдя в пустыню после смерти родителей и пребывая в уединении, вёл непрерывную борьбу с противоречиями плоти и желаний. Его образ стал символическим, обозначающим сопротивление искушениям.
Чаще всего отшельника изображают бородатым старцем, реже можно найти его в молодом обличии. Такое самоотречение и духовное подвижничество не могло не затронуть души творческих людей и нашло своё отражение не только в полотнах, но и в кинематографе. Данный сюжет трактуется как противостояние соблазнам, которых Святой Антоний называл "демонами".
Одной из форм соблазнов являются демоны, чаще всего предстающие в облике монстров или диких зверей, терзающих плоть и исчезающих, как только Творец предстаёт перед ним в божественном свете.

Бернардино Паренцано

В картине Бернардино Паренцано, посвященной этому сюжету, вместе со всеми пороками и несовершенствами великая и страшная сила зла раскрывается в худших проявлениях человеческой природы. Сатана здесь принимает множество ужасающих форм, но луч света нисходит к святому Антонию с небес и Голос свыше говорит: «Я был с тобой все это время, но я хотел, чтобы ты боролся самостоятельно. Ты прошел испытания и не был побеждён, потому что я всегда помогал тебе».
Однажды отшельнику было видение, в котором явился ему кто-то страшный и настолько высокий, что голова существа касалась облаков. Там были и другие существа, как бы окрылённые, стремящиеся к небу. Устрашающее чудище преграждало им путь, и одним удавалось миновать его, другие были схвачены. И понял Антоний, что то была борьба Дьявола с человеческими душами. 

Мартин Шонгауэр “Искушение Святого Антония”

Четкость форм и уравновешенность, выразительность и безудержное движение искусно соединяются в работе художника-гравёра Мартина Шонгауэра «Искушение святого Антония». Чем дольше смотришь на эту гравюру, тем больше восхищаешься техникой художника и его умением передавать различные фактуры на металлической пластинке.
«Великие мне были искушенья.
Я головы пред ними не склонил.
Но есть соблазн...соблазн уединенья... Его доныне я не победил».
Зинаида Гиппиус
Поль Деларош “Искушения Святого Антония”

В искушениях, воплотившихся благодаря фантазии художника, имеет место и тема распутства. В живописи раннего Ренессанса блудницы чаще всего изображались одетыми, но с присутствием таких символов как рога (в напоминание о сатанинском начале). Но начиная с XVI века на полотнах их чаще представляют нагими. В борьбе с этим искусом Святой Антоний всегда прибегает к молению.

Сальвадор Дали “Искушение Святого Антония”

Сальвадор Дали написал «Искушение Святого Антония» в 1946 году. На его полотне Сатана, искушая праведника, насылает на него греховные видения. Эти грехи несут на себе животные на тонких паучьих ножках. Если поддастся святой хоть на минуту, ножки сломаются, а грехи упадут на землю, на самого Антония. 
Сколько бы ни прошло веков, сколько бы ни сменилось поколений, тема борьбы света и тьмы всегда будет актуальна и всегда найдёт своё воплощение.

Елизавета Шамарина


 

Рекомендуем

Чехов и его «лёгкие миры»
Мэри Пикфорд: «Шоу должно продолжаться»
«Синяя Птица» М. Метерлинка – волшебная феерия К.С. Станиславского
Рабство и свобода Уильяма Фолкнера
Приключения грека в России («Мифы» реж. Александр Молочников)
Эпоха Бродского: мытарства заблудшего
Луи Армстронг. «Через тернии к звёздам»
Великий Бард: 400-ая годовщина Уильяма Шекспира
Лучшие фильмы Леонардо ДиКаприо: поймай его, если сможешь
Луи де Фюнес. Не говорите обо мне слишком много, дети мои!