Партнеры Живи добром

К юбилею Сергея Рахманинова. «Франческа да Римини»



Франческа да Римини

145–летию со дня рождения Сергея Рахманинова НОВАТ посвящает премьеру оперы «Франческа да Римини» 10 апреля в Зале имени Исидора Зака. 

История Франчески да Римини – вечный сюжет, вдохновивший творцов разных эпох и стран, печальная и прекрасная повесть о любви, которая жива даже за адскими вратами. Первым к трагической любовной истории обратился Данте в Пятой песни «Божественной комедии». Когда поэт, сопровождаемый тенью Вергилия, спускается в ад, в круге втором, где в адском вихре несутся души, наказанные за прелюбодеяние, он слышит от самой Франчески рассказ об их любви с Паоло. Либретто к опере Рахманинова на этот сюжет сочинил Модест Мусоргский. 

Премьера первой постановки оперы Сергея Рахманинова «Франческа да Римини» состоялась в Москве, в Большом театре, 11 января 1906 г., под управлением автора (в один вечер с оперой Рахманинова «Скупой рыцарь»).

Режиссёр-постановщик нового спектакля НОВАТа Вячеслав Стародубцев отмечает: «Рахманиновская «Франческа да Римини» – невероятное по силе эмоционального воздействия сочинение, неисчерпаемое в своей музыкальной глубине. И в нашем спектакле мы следуем за музыкой Рахманинова. Драматическая мощь этого сочинения предполагает, что это будет высокая трагедия. Поэтому мне совершенно логичным представляется и хор, как действующее лицо – в традициях античного театра, и римские театральные маски». 

Над новым спектаклем работает творческая команда, уже знакомая зрителям НОВАТа по нескольким оперным постановкам: художник-постановщик Жанна Усачёва, режиссёр по пластике Сергей Захарин и художник по свету Сергей Скорнецкий. Музыкальным руководителем постановки впервые в НОВАТе выступит Ара Карапетян. 

Визуально спектакль решён в стилистике гравюр Гюстава Доре к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Поэтому художник Жанна Усачёва предложила лаконичное колористическое решение спектакля и костюмы, отсылающие к эпохе высокого возрождения. Сценическое пространство по замыслу постановщиков стилизовано под рыцарский зал.

Режиссёр Вячеслав Стародубцев считает, что концертный зал НОВАТа сам по себе располагает к уникальным сценическим решениям и преодолению жанровых границ. По режиссёрскому замыслу соединительной тканью спектакля должен стать пластический рисунок, а сам спектакль – гармоничным слиянием вокала и хореографии. Поэтому в работе над постановкой «Франчески да Римини» занят хореограф, режиссёр по пластике Сергей Захарин.    

«В гравюрах Гюстава Доре, от которых отталкиваются постановщики, уже есть движение, динамика, и это очень гармонирует с музыкальным текстом Рахманинова. Кроме того, в опере есть большие экспрессивные, музыкальные фрагменты, в которых певцы не участвуют, – рассказывает Сергей Захарин. – Мы хотели не просто заполнить эти эпизоды драматической игрой, а поэтизировать сценическое действие, добавив тонкие хореографические штрихи. Это не хореография – это пластическое выражение отношений, движений человеческой души, поэзия тела». 

«Франческа да Римини» С. Рахманинов. Премьера – 10 апреля, 19.00, Зал имени Исидора Зака. Музыкальный руководитель и дирижер – Ара Карапетян, режиссер-постановщик, автор драматической концепции – Вячеслав Стародубцев, художник-постановщик – Жанна Усачёва, художник по свету – Сергей Скорнецкий, пластическое решение – Сергей Захарин.

Действующие лица и исполнители: Франческа – София Бачаева, Анна Даттай, Ирина Новикова; Паоло – Сергей Кузьмин, Владимир Кучин; Ланчотто Малатеста – Алексей Зеленков, Валерий Гордеев; Тень Вергилия – Максим Головачев, Гурий Гурьев, Данте – Юрий Комов, Кирилл Нифонтов.




 

Рекомендуем

Коррекция лица с помощью макияжа. Хитрости из косметички
«The Jivesouls»: музыка, которая вдохновляет
Желанный аксессуар. От французской элегантности к ювелирной роскоши
«Актёр играет актёра, который играет роль». 6 фактов из жизни К.С. Станиславского
Альфред Хичкок. Кино как кусок пирога
Что? Где? Когда? - Календарь культурных событий. Июль
Выставка «Юбилей Пушкина в Тифлисе, единственный в его жизни»
Человек своей эпохи Борис Полевой
Марк Шагал: «Если бы я не был евреем, я не был бы художником или был бы совсем другим художником…»
Последний концерт Фредерика Шопена