Партнеры Живи добром

Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер


Жанр французской "большой оперы" находился на пике популярности почти сто лет: с 1828 по 1920 гг. Создателем этого типа оперного спектакля считается Джакомо Мейербер вместе со своим соавтором -  драматургом Эженом Скрибом. Именно к "большой опере" относятся все значительные произведения композитора.

Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер
Большая опера - это пятиактный спектакль,  отличающийся зрелищностью постановки. К нему подходят  такие определения: великолепный, фееричный, и эффектный. Здесь большое внимание уделяется деталям, произведению впечатления, характерна зависимость от сценической специфики и вторичность музыкальной составляющей. Особенное значение отводится балету, как способу разрядки напряжения. Настоящее имя основоположника жанра - Якоб Либман Беер. Будущий оперный композитор родился в 1791 году в еврейской семье крупного банкира в Берлине. Он и его братья получили блестящее образование и выбрали творческие профессии. Один стал астрономом, второй драматургом. Якоб с детства занимался музыкой, играл на пианино. В творчестве Мейербера все исследователи выделяют три периода: немецкий, итальянский и французский. Первые его берлинские опыты в сочинительстве оперы оказываются неудачны. И в 25 лет он едет в Италию. Шедевром этого периода явилась опера «Крестоносец в Египте», поставленная в 1824 году в Венеции, а через год в Париже.
 
Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер

В 1825 году Мейербер женится на своей кузине Минне Моссон. От этого брака у него рождаются три дочери Бланка, Сесилия и Корнелия и сын Рауль Рихтер, ставший впоследствии профессором философии в Лейпцигском университете. В 1827 году Мейербер переселяется во Францию. Вскоре он начинает сотрудничать с драматургом и сценаристом Эженом Скрибом. Результатом их творческого союза и явилась первая опера, с постановки которой в 1831 году можно отсчитывать начало французской "большой оперы" - это «Роберт-дьявол». К этому же жанру можно отнести ещё 3 оперы Мейербера: "Гугеноты" (1836), "Пророк"(1849), "Африканка"(1865).

Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер

Кроме создания опер, Мейербер отличился на многих поприщах: некоторое время он руководил оперой в Берлине, занимался дирижированием, написал много вокальных произведений — элегий, баллад, романсов, песен, определенное количество кантат и псалмов, танцев, увертюр, хоров. Умирает композитор 2 мая 1864 года в Париже. Музыкальная библиотека и рукописное наследие Мейербера (письма, дневники, ежедневники, рукописи неоконченных сочинений), исследование которых могло полнее раскрыть личность композитора, согласно завещанию долго находились на хранении внутри семьи, и только в 1952 году Мейербер-архив был передан Институту исследования музыки в Берлине.
 
Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер

Творчество Мейербера, соответственно новому жанру оперы, отличается соединением различных стилей, стремлением к эффектным и контрастным сопоставлением элементов трех национальных культур: немецкой, итальянской, французской. В произведениях композитора было все, что могло привлекать в те годы: живое действие и яркие контрасты, таинственность и роковые разоблачения, наигранная фантастика и дозированная сентиментальность, пикантные балеты и яркая театральная музыка, эффектные вокальные номера и блестящая оркестровка. Психология героев вторичная, на первом плане - острые и причудливые сюжетные ситуации.

Французская "большая опера" и ее создатель Джакомо Мейербер

Несмотря на несомненный композиторский талант Мейербера, его творчество и сама личность композитора вызывали неоднозначные оценки современников и критиков. Репутация Мейербера была существенно скомпрометирована на общем фоне истории оперы XX в. Его обвиняли в несамостоятельности и подражательстве, в отсутствии творческой воли и музыкальной индивидуальности, в излишней театральности и использовании пустых сценических эффектов, в погоне за прибылью, в опошлении разрабатываемых им тем, и даже в привнесении в оперу декаданса. Но оперы Мейербера до сих пор блистают на сценах и отражают в себе целую эпоху, а гений его творчества послужил созданию нового жанра - французской "большой оперы". Все это говорит о значимости Мейербера как композитора, и на полном праве позволяет причислить его к классикам оперы.


Мария Игумнова



 

Рекомендуем

«Музыка для всех: оркестр и орган»
«Портрет Дориана Грея» в Театре на Юго-Западе
Приключения Тима Бертона в стране Кино
По-цыгански и никак иначе
Mercedes-Benz Fashion Week Russia сезон осень/зима 2014-2015
Книга недели. Ричард Фейнман «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман»
Доктор Ватсон всех времён и народов - Виталий Соломин
Непростая судьба «Железной дамы»
Конвейер дал сбой («Черная вдова», реж. Кейт Шортланд)
Юрий Бондарев. «Художник, пишущий войну»