Партнеры Живи добром

Лувр - колыбель мирового искусства


1793 год для Франции был не самым удачным годом – многочисленные королевские распри, объявление войны Англии, провозглашение Национальным Конвентом новой Конституции, которая так и не была принята. 


Однако, 1793 год ознаменован великим событием в истории мирового искусства. Именно в этом году в Париже открывает свои двери для посетителей, пожалуй, самый известный музей мира, «Лувр».


Лувр (louvre)


Ансамбль Лувра, с его последующими архитектурными изменениями, возвышался в центре Парижа с конца XII века. Построенная на западной окраине города, первоначальная структура была постепенно «поглощена» быстрорастущим городом. Темная крепость первых веков была постепенно преобразована в модернизированное жилище Франциска I и, позже, в роскошный дворец короля Людовика XIV. Далее мы рассмотрим историю этого необыкновенного здания и музея, который занимал его с 1793 года. 


Во время сорокатрехлетнего периода царствования Филиппа II Августа (1180-1223) мощь и авторитет французских монархов значительно выросли как внутри, так и за границами государства. Для защиты столицы государства от англо-норманнской угрозы, король решил укрепить обороноспособность Парижа при помощи крепости, которая стала называться «Лувр». Она была построена на правом берегу Сену, к западу от столицы. 


The Salle Basse (Нижний зал) – все, что осталось сегодня от средневековой крепости. Его первоначальное назначение неизвестно. Сводчатый потолок (ныне утраченный) покоился на двух колоннах в центре зала и несущих стенах. Своды, колонны, пояски, которые можно сегодня увидеть, датируются 1230-1240 гг., были добавлены к старой кладке.


Лувр (louvre)


В середине XIV века Париж разрастается намного дальше первоначальной крепости Филиппа Августа. Во время столетней войны появилась необходимость строительства новых оборонительных сооружений. Лувр, заключенный внутри города, утратил свои оборонительные функции. В нем перестали хранить королевскую казну и архивы, убрали из крепости-дворца и врагов французской короны, которых держали именно там, в подземных тюремных казематах. 


В 1364 году Раймон дю Тампль, архитектор Карла V начал преобразование старой крепости в прекрасную королевскую резиденцию. Различные миниатюры и картины, которые можно сегодня найти, изображают прекрасную крышу, богато украшенную по стилю той эпохи. Сквозь большие, искусно-резные окна проглядывают большие королевские покои. Интерьеры дворца украшены различными статуями и гобеленами, свойственные тому времени. 


При Франциске I The Grosse Tour (средневековый фундамент) был снесен. Средневековый Лувр уступил место величественному дворцу эпохи Возрождения. 


Снос фундамента ознаменовал начало нового строительства, которое будет продолжаться вплоть до начала правления Людовика XIV. Изменение замка Франциска I продолжалось при Генрихе II и его сыновьях. Однако, строительство дворца Тюильри в 500 метрах западнее привело к переделке проекта. Амбициозные планы короля заключались в том, чтобы объединить два здания и вылились в создание серии Grande Galerie (Большая галерея). Именно эта галерея в будущем станет основой известного на весь мир музея. 


Лувр (louvre)


Даже после всех трансформаций замок Карла V казался недостаточным для Франциска I, который приказал построить новые здания в ансамбле Лувра в 1546 году. Средневековое западное крыло было снесено и заменено зданием в ренессансном стиле, спроектированным Пьером Леско и украшенным Жаном Гужоном. Дело, начатое при Франциске I, было продолжено при Генрихе II, который создал Salle des Caryatides (зал Кариатид) на первом этаже и построил новое крыло после сноса средневекового южного крыла. Королевский павильон был построен на стыке новых зданий и включал королевские покои на первом этаже. Новые, единые фасады были созданы в парижском стиле Ренессанс. Их оформление было наконец-то завершено при Генрихе IV. Именно при этом правителе был составлен план реконструкции всего ансамбля, предусматривающий его увеличение в четыре раза.


Во второй половине XVI века Лувр представлял собой захватывающую смесь новых зданий, незавершенных построек и полуразрушенных сооружений, которым было уже более 200 лет. Вдова Генриха II Екатерина Медичи, раздраженная шумом и запахом города, приказала построить новую резиденцию на небольшом расстоянии к западу. Планы дворца Тюильри были составлены Филибером Делорме в 1564 году, но работы были закончены лишь несколько лет спустя.


Правления Людовика XIII и Людовика XIV оказали большое влияние на дворцы Лувр и Тюильри. Расширение западного крыла квадратного двора в правление Людовика XIII положило начало большой работе, в результате которой получится Лувр, каким мы его видим сегодня. 


В 1699 году членами Французской академии живописи и скульптуры (основана в 1648 году) была организована их первая выставка в Лувре, в Большой галерее. 


Лувр (louvre)


Идея превращения Лувра в общедоступный музей была выдвинута французскими просветителями в середине XVIII века. 


Впервые двери Лувра были открыты для посетителей 8 ноября 1793 года, во время Французской революции. Первоначально музей назывался в честь Наполеона, но впоследствии музей Наполеона был перенесен в другое здание, а Лувр вернул себе свое название. 


До XX века в Лувре собирались все ценности, что создавались мастерами того или иного времени. Но затем решили, что коллекцию необходимо разделить. С тех пор в Лувре стала храниться коллекция с начала времен лишь до 1848 года, искусство 1848-1914 гг. стало выставляться в музее Орсе, находящемся на противоположном берегу Сены, а все, что было создано позже 1914 – в Центре современного искусства Жоржа Помпиду.


Лувр (louvre)


Сегодня Лувр считается рекордсменом по числу посетителей в год – 8.5 миллиона (!!) в 2010 г. И эта цифра постоянно растет.

На сегодняшний день в музее хранится более 400000 экспонатов разных эпох и цивилизаций, но из них выставляется лишь 35000 в целях их безопасности.


Дарья Урядова  


 

Рекомендуем

Роднянский и Мизгирёв: лекция о кино
Главный триллер RIFF 2016: "В глубине леса" реж. Стефано Лодовики
Культура Vogue: там, где встречаются танец и стиль
Записки из Барселоны
Человек контрастов Малкольм Макдауэлл
Кино. Премьера. "Чистое искусство"
Памяти Карузо
Марис Лиепа: «Слава – это ничто. Танец – это все!»
Дневник эстета. Новогодние каникулы в Москве. Часть вторая
Можно ли прожить без любви?