Сердце Мадрида. Открытие музея Прадо
Мадрид считается не только столицей Испании и моды, но и центром испанской живописи. Именно здесь находится одно из важнейших сокровищ всей страны – национальный музей Прадо. Он хранит произведения искусства европейских художников XII-XIX веков. Его по праву можно назвать одним из величайших музеев мира. Основным ядром фонда музея является собрание национальной живописи, которую можно поделить на три части. В первую часть вошло собрание полотен испанских королей. Во второй – произведения, которые создавались при участии церкви и позже перешли к государству. В третью часть вошли творения, полученные даром или от благотворительности.
Начало создания музея начинается с Карла V (1500-1558), первого испанского правителя, который решил сохранить и передать коллекцию произведений искусства своему наследнику, ведь на протяжении веков в Испании не было традиции сохранять живопись. Карл V, как большой ценитель искусства, старался привозить на родину самое лучшее и выставлять всё в загородном дворце Эль Прадо. После смерти короля коллекция продолжалась пополняться усилиями его наследника, Филиппа IV (1606-1665). Он покупал работы Мантеньи и Беллини, заказывал картины Тициану, Тинторетто. Собранная галерея в основном состояла из экспозиций церковного характера и также включала в себя портреты и жанровые картины. Коллекция была доступна не всем, и любоваться ей могла только придворная публика. Каждый новый приход короля к власти означал пополнение и расширение коллекции. За несколько десятилетий были скуплены работы Рубенса, Иорданса, Франциско де Гойя. Содержимое Эль Прадо настолько увеличилось, что в конце XVIII века было принято решение превратить всё в публичную галерею.
К строительству будущего музея приступили в 1785 году, выбрав самое лучшее для него место – парк Прадо. Но в начале XIX века наполеоновские войска обезобразили здание музея, разместив в нём свои воинские части. В связи с этим было вывезено очень много произведений. В 1814 году королем Фернандо VII издаётся указ о создании общественного музея, но идея была исполнена не сразу. 19 ноября 1819 года открыл свои двери Музей науки и искусства, в коллекцию которого вошло 311 картин. Чтобы сохранить его связь с историческим началом культурной истории, музею дали окончательное название - Музей Прадо. За два века (XIX-XX) история музея часто менялась. В 1828 году всю коллекцию было решено поделить по классам и выставить на всеобщее обозрение согласно принятым критериям. С 1836 года изъятые драгоценности закрывающихся испанских монастырей и церковных школ выставляли в монастыре Ла-Тринидад, где через два года открыли Национальный музей. Спустя 35 лет фонды Национального музея перешли в Прадо. В 1868 году Прадо меняет свой статус и становится национальным достоянием столицы - музеем города Мадрид. Важность искусства увеличивалась, и в конце XIX века было принято решение о создании Музея нового искусства. После этого музей закрывали, а картины вывозили в Швейцарию. В первой половине XX века, а, точнее, 7 июля 1939 года коллекция Прадо частично стала доступна общественности. Выставка была небольшой. Некоторые элементы картинной галереи находились в Женеве, но с началом Второй мировой войны быстро вернулись на родину. С каждым годом произведений искусства становилось больше, и в 1971 году появился филиал музея Прадо. Для этой цели выбрали здание Касон дель Буэн Ретиро, которое стало центром национальной культуры. Здесь размещались картины испанских художников XIX века.
На данный момент в коллекции музея хранится более 8600 полотен. Экспонатов музея настолько много, что невозможно выставить их все. Многократное увеличение музея не решило проблемы, и стали выставлять только самые знаменитые и уникальные творения, а оставшуюся часть бережно хранить в запасниках. Художественная коллекция Прадо включает в себя разнообразие творений всех жанров живописи. Уникальность полотен испанских живописцев постоянно подчёркивается музеем, а коллекцию продолжают расширять и делать более объемной, многообразной. Периодически сокровища музея выставляются в других странах. В 2006 году часть картин была представлена в Будапеште, а в 2011 и в России.
Римма Бадыкшанова
|
Рекомендуем |