Партнеры Живи добром

Советский человек огромной души


Говорят, человек советский – это, в первую очередь, человек, нацеленный на результат. А еще говорят, что успех отличается от таланта активной деятельностью. Алексей Викторович Щусев был и невероятно талантливым, да к тому же успешным архитектором, и одним из тех, кем можно охарактеризовать эпоху советского искусства.

Родился он 8 октября 1873 года в дворянской семье, с детства был мальчиком смелым, уверенным и твердым. Гениев часто судьба проверяет на крепость. И первым испытанием для Алексея, потеряв обоих родителей в 13 лет, продолжать свое развитие. Поэтому он оканчивает гимназию, еле-еле собирает достаточно денег на дорогу в Петербург и в 1891 году поступает в Императорскую Академию Художеств. Там Щусева научили всему классическому, традиционному и вечному; уже позже он сам добавил к этому смелость и дерзость – именно так родился прекрасный художник и архитектор Алексей Викторович Щусев. 

Алексей Щусев

С его именем мы ассоциируем и неорусский стиль, и конструктивизм, и сталинский ампир. Его творческая карьера началась опять же со смелости, что так свойственно и его искусству. Узнав о смерти генерала Д. П. Шубина-Поздеева в 1895 году, Алексей еще совсем неизвестный и с отсутствием каких-либо рекомендаций, пришел к вдове генерала, предложил свои эскизы и убедил выбрать свой проект. Следующей его работой, к тому же и дипломной, стала «Барская усадьба», за которую Щусев получил Большую золотую медаль и право съездить за границу. Конечно, такой опыт открыл для Алексея абсолютно новые возможности и еще более раскрепощенным сделал его творческую натуру. Там, за границей архитектор вдохновлялся великолепными и внушительными строениями Вены, Лондона, Триеста, необыкновенной и чувственной архитектурой Венеции и Франции. И в том, что поездка повлияла на методы самовыражения Щусева, сомневаться не приходится.

Алексей Щусев

Одним из самых крупных проектов Алексея Викторовича были Восточные ворота Москвы – Казанский вокзал, работа над которым велась около 30 лет. Еще никогда до этого Щусеву не приходилось прикладывать стольких усилий, чтобы найти единственно верное и точное решение. Архитектор долго ломал голову над тем, как выбраться из «ямы» Каланчевской площади, ведь хотелось, чтобы весь комплекс прочитывался на одном уровне. Пока, наконец, не решил в самом низком месте поставить самую высокую точку ансамбля – башню. В работе над Казанским вокзалом Щусев проявил еще и собственную любовь к свободе, поэтому комплекс довольно асимметричен, что абсолютно не мешает его целостности, но добавляет жизни в каменный строй стен с помощью игры со светотенью. Сам он так говорил: "Каждый архитектор должен надеяться на то, что ему удастся хотя бы раз в жизни сделать не только удачный проект, но и осуществить его в натуре в полной мере и во всю силу своего таланта". Такой творческой удачей он считал Казанский вокзал. 

Алексей Щусев

Еще одним, наверное, самым известным проектом Щусева является, конечно, Мавзолей Ленина на Красной Площади. Этот памятник - храм Вождю - получился у Алексея Викторовича очень самобытным, но говорящим самим за себя. Опять же работа была не из легких – эскизы изменялись несколько раз, оригинального решения все не было. И в тот момент археолог Поульсен, специально прибывший в Москву, предоставил Щусеву чертежи египетских пирамид, персидских гробниц, пергамского алтаря и даже зиккуратов – храмовые постройки древних шумеров. Изучив такое многообразие религиозных памятников, Алексей Викторович пришел к гениальной идее чего-то среднего – родился храм Богу коммунистов.

Надо признать, что как человеку советскому Щусеву приходилось очень много работать, но он гордо и с удовольствием брался за все заказы, а после дисциплинировано и самоотверженно их выполнял. Алексей Викторович никогда не изменял себе и своим принципам. Возможно, поэтому из его творческих работ рождались такие удивительные, свежие и волнующие образы. Щусев верил в настоящую эстетику, как истинный талант, и создавал искусство ради искусства, как великий гений. 


Влада Лодеск


 

Рекомендуем

Тадеуш Кантор. Театр одного художника
Концерт, посвященный памяти жертв геноцида армян
XVIII New British Film Festival. "Божья земля"
Что? Где? Когда? – Календарь культурных событий. Октябрь
Понедельник и ее сестры («Тайна семи сестер» реж. Томми Виркола)
Кино. Премьера. "Экстрасенсы"
Сломанный драйв ("Малыш на драйве" реж. Эдгар Райт")
XXXIX ММКФ. "Мешок без дна" Рустама Хамдамова
Прогулка по Берлину
Ее Величество Королева Сердец