Культура и общество: взаимодействие или противодействие?
Понятие культуры весьма многогранно. Культура – это опыт накопленный поколениями, отражающий как нравственные, так и моральные ценности. Это особое эстетическое восприятие мира. Культура, сегодня, это еще и готовность к восприятию новых вызовов времени. Современное российское общество отличается высоким уровнем динамичности, поскольку все события, происходящие вокруг социума, заставляют людей гораздо быстрее на них реагировать, фактически мгновенно формируя при этом свои культурные и эстетические ценности или переосмысливая их. Наибольшей динамичностью при этом отличается современное искусство, которое в своем развитии на долгие годы опережает саму культуру, ломая веками складывающиеся культурные ценности и нормы. Многие направления современного искусства, такие как сюрреализм, андеграунд, поп-арт, оп-арт, инсталляция, гиперреализм и многие другие, вызывают активные отклики в обществе, которые далеко не всегда положительны.
Люди более старшего поколения, чаще всего такое искусство не понимают, называя его при этом «пустым», «дегенеративным», «отличающимся бездумным пачканием пространства». Обратимся к конкретным примерам из современной жизни. Так, например, проводимая в Москве в 2013 году выставка известной китайской художницы - Инь Сючжень, носящая собирательное название «Температура» не нашла понимание ни среди искусствоведов, ни среди представителей российской власти, однако нашла весьма горячее одобрение среди российской молодежи и художественных критиков. Инь Сючжень, как подавляющее большинство художников Китая, стремится найти точный художественный образ индустриального потенциала собственного государства. Она нашла свою собственную художественную метафору, выраженную в специально организованном хаосе строительного мусора. Более молодое поколение воспринимало выставочные образцы как удачную метафору неотвратимости нового времени, а также стремление всего Китая к непрерывному экономическому росту и стиранию прошлого навсегда.
Или недавнее бурное возмущение активных прихожан Православных Храмов на невинное, казалось бы произведение художника , в формате специально созданного фотоколлажа: пустого церковного оклада, наложенного на обычное колхозное поле, фактически засыпанное черной икрой на проводимой в декабре 2016 года программной выставке современного искусства в Третьяковской галерее на Крымском валу «Поп-Арт». При этом представители Православной общественности обвиняли автора в богохульстве, презрении к исконным традициям русской жизни. Хотя на самом деле художник всего лишь стремился показать особенности расслоения российского социума, ту разницу в потреблении у богатых и бедных слоев населения, которая, в настоящее время, безусловно, присутствует повсеместно.
Также весьма негативный отклик в современном российском обществе вызвала и экспозиция современного художника – Анатолия Осмоловского. При всей противоречивости его художественных образов, однозначно трактующих сцены насилия и вседозволенности (например, весьма сомнительное полотно «Третий лишний»), художник способен продемонстрировать современному обществу действительно высоко эстетичные произведения искусства.
Например, удачным экспериментом в живописи стала серия «Хлеба» А. Осмоловского. Данная экспозиция состоит из двадцати настенных панелей, которые фактически имитируют православные иконы..Представители старшего поколения российского общества также весьма негативно отреагировали на подобную трактовку Божественного начала. Выставку запретили, хотя более молодое поколение россиян восприняло экспозицию А. Осмоловского весьма благосклонно.
Посетители выставки возраста 20-25 лет чаще всего указывали, что художник весьма своеобразно и очень точно понимает Божественное начало. Однако надо понимать, что А. Осмоловский не стремился в тысячный раз повторить известные всем прихожанам сцены из Священного писания или Библии, он хотел показать божественную сущность самых обыденных предметов.
Следовательно, нередко в российском обществе, до сих пор весьма архаичном и «зашторенном» общепринятыми стандартами красоты и этики, отсутствует понимание современного искусства, как катализатора развития культуры. Взрослые люди воспринимают все новые события в культурной сфере в контексте собственного образования и бытия. Их сознание, до сих пор, следует тем общепринятым культурным ценностям и нормам, которые были заложены в советские времена. Они не готовы воспринимать что-то «новое», просто в силу того, что зациклены на «старом», «вечном».
Молодежь в силу недостатка образования, напротив, весьма живо воспринимает все новые направления культуры, нередко, при этом восхищаясь тем, что у действительно культурно развитого человека может вызывать только омерзение.Современная культура в современном российском обществе, по сути, является непосредственным отражением духовных ценностей людей. Нравственное развитие личности протекает параллельно с развитием культуры всего государства. К сожалению, в век всеобщего стремления к материальному благосостоянию, истинных ценителей красоты и искусства становится все меньше. Россияне отличаются прагматичностью, рациональностью мышления и весьма редко дают волю собственным эмоциям и чувствам. Вследствие указанных обстоятельств, все больше российских граждан уже не могут полноценно воспринимать все то новое и оригинальное, что отличает современное российское искусство.
Иное мнение о новых направлениях в искусстве и культуре складывается у молодежи. Россияне возраста от 18 до 30 лет также далеко не всегда правильно оценивают новые направления искусства и культуры, но хотя бы весьма живо им интересуются, поскольку это «модно», «нестандартно», а потому «интересно». Таким образом, культура и современное общество весьма взаимосвязанные явления. К сожалению, современное российское общество, в настоящее время, не способствует дальнейшему развитию культуры и искусства, а нередко тормозит его, оценивая новые художественные замыслы в через призму устарелых ценностей и норм, которые давно утратили свою актуальность.
Лавренко Валерия
|
Рекомендуем |