Опыт войны – богатство душиМетерлинк в своей пьесе "Синяя птица" пишет о том, что пока мы помним об умерших, они продолжают жить. Люди, прошедшие Великую Отечественную войну, погибшие, пропавшие без вести, вот уже спустя 70 лет продолжают жить, т.к. жива память о них. Память о них живет еще и благодаря тем, кто сохранил свои воспоминания о Великой Отечественной войне в книгах, поэзии, песнях, кино. Многие известные артисты, снимавшиеся в фильмах о войне, знали о ней не понаслышке. Образы своих героев они прочувствовали на собственной шкуре, которая задубилась в сражениях и окопах. Кто не знает любимца кинематографа, артиста и клоуна Юрия Никулина, чей талант юмориста оттачивался в долгих и опасных сражениях Финской и Великой Отечественной войн.
Юрий Никулин был старшим сержантом. Защищал Ленинград. Награжден медалями "За отвагу", "За оборону Ленинграда" и "За победу над Германией". Его служба Родине началась 18 ноября 1939 года в 115-м зенитном артиллерийском полку. В глазах однополчан он был худым, нескладным и сутулым пареньком, над которым нельзя было не смеяться в бане. Зато по количеству и качеству рассказанных анекдотов Никулин был первым в полку. В 1941-м, готовясь к демобилизации, по дороге за пивом, Юрий узнал о нападении Германии. Дальше была война. Были госпитали, контузия, потеря друзей.
Но были и шутки над товарищами, и минуты радости от того, что остался жив. Война окончилась, и Юрий Никулин хотел поступить во ВГИК, правда, не был принят. Будущего любимца публики комиссия сочла не кинематографичным. Но кто теперь может сказать подобное, видя его Горбункова из "Бриллиантовой руки". Кстати, фраза из фильма о том, что он «…с войны не держал оружия…» была сказана Никулиным как-бы за кадром и от себя, но органично вписалась в диалог и не была вырезана. Никулин снялся в нескольких фильмах о Великой Отечественной войне: «Они сражались за Родину», Сергея Бондарчука и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа-старшего. В последнем, Никулин сыграл Лопатина - военного журналиста, который был исполнен с подлинным внутренним драматизмом, почерпнутым из личного военного опыта.
Легендарный фильм "Белорусский вокзал" рассказал о войне глазами бухгалтера Дубинского, которого сыграл Анатолий Папанов. Его глаза передавали всю боль, кровь и грязь войны, с которой он вернулся инвалидом третьей группы в 21 год! Тяжелое ранение в ногу чуть не стало фатальным на пути к актерской карьере. Из-за увечья и хромоты Папанова могли не взять в ГИТИС, но взяли. Благодаря силе воли, упорству и постоянным тренировкам Анатолий Папанов преодолел хромоту и смог не только превосходно играть, но и танцевать. Папанов был старшим сержантом и командиром зенитной артиллерии, награжден орденами Отечественной войны I и II степеней.
Его жена, актриса Надежда Каратаева, с которой он познакомился в ГИТИСе и прожил в браке 43 года, тоже знала о войне не понаслышке, полтора года прослужив в санитарном поезде. В 63-м году в фильме "Живые и мертвые" Папанов сыграл роль Серпилина, образ которого стал настолько ярким и честным, что нельзя не видеть за ним личного горького опыта.
Актриса Элина Быстрицкая прошла войну, работая санитаркой во фронтовом передвижном эвакогоспитале. Имеет орден Отечественной войны II степени, медаль "За победу над Германией", орден Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, два ордена «Знак Почета» и другие медали. Когда началась война ей было 13 лет. Начинала санитаркой, позже стала лаборанткой, окончив курсы медсестер. Быстрицкая была самой молодой в госпитале и также, как и взрослые, видела страшные раны и увечья молодых солдат, но научилась справляться с дурнотой и не падать в обморок. С большим уважением она вспоминает о хирурге, который по пять суток оперировал раненых, без сна и отдыха, о других самоотверженных людях, которые, не взирая на усталость старались всеми силами помочь нуждающимся. Но самое горькое впечатление - это летящие по обожжённой степи письма солдат из разбитого фашистами почтового эшелона. Письма, которые никогда не достигнут адресата.
В 44-м ее направили учиться в медицинский техникум, но став свидетелем врачебной ошибки и смерти пациента, Элина отказалась брать на себя ответственность за жизни людей и пошла в театральный. Примечательно, что все свои награды актриса получила после 1984 года. До этого ей не приходилось доказывать своей причастности к победе, но в отделе кадров театра один человек упрекал ее во лжи, утверждая, что ребенок, которым она была, не мог быть на фронте. Чтобы восстановить справедливость, Быстрицкая подняла архивы и предоставила все нужные документы. Так, она получила свои награды и избавилась от несправедливых упреков.
Глубина и горечь, глубокомыслие и тонкая грусть, вперемешку с улыбкой и иронией - красная нить многих ролей Иннокентия Смоктуновского. Актер участвовал в битве на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Дошел до Берлина. Его награды: орден Отечественной войны I степени, две медали "За отвагу", медаль "За победу над Германией". Смоктуновский написал книгу «Быть!», вторая часть которой имеет название «Ненавижу войну». И как иначе, если война несет столько боли, жертв, потерь и неразрешимых вопросов. Смоктуновский чудом остался жив: и когда доставил срочное секретное донесение начальству через реку на другой берег, будучи уже третьим гонцом, т.к. предыдущие погибли; и когда попал в плен, но ему удалось бежать с помощью другого военнопленного; и когда рядом падали от пуль товарищи.
Он не был ранен. Позже, Смоктуновский вспоминал, что не делал ничего особенного, чтобы выжить: и падал, и прятался, и полз, как все. Иногда, от усталости или лени, т.к. при постоянных обстрелах чувство самосохранения притупляется, не делал даже и этого, однако, все-таки остался жив. Смоктуновскому даже казалось, что его жизнь ему сохранил кто-то всевышний, или какая-то другая неведомая сила, чтобы в будущем он мог воплотить полученный жизненный опыт и страдания военных лет в глубоких образах своих героев: Мышкина, Гамлета, Моисея Моисеевича в "Степи" Чехова, Циолковского, Царя Федора, Войницкого в "Дяде Ване", легендарного Юрия Деточкина... Сам Смоктуновский отмечал в своих ролях свою "...жертвенную суть, природу самозабвения и исповедальности...", которые в нем воспитала и война в том числе.
Народный артист СССР Владимир Этуш тоже был участником Великой Отечественной войны. Помимо звездных ролей имеет орден Красной Звезды, Великой Отечественной войны I степени и Александра Невского, медали за «За оборону Москвы» и «За оборону Кавказа». Война наградила его также инвалидностью. О Великой Отечественной войне он вспоминает с великим трепетом и великой болью. Вспоминает, как будучи молодым актером вахтанговского театра, возвращался под утро с гулянки и увидел мчащийся черный автомобиль с флажком со свастикой.
Этуш не придал значения этому, пока не пришло осознание, что машина принадлежала немецкому посольству, в которой немецкий посол фон Шуленбург возвращался из Кремля после вручения Молотову меморандума об объявлении войны Советскому Союзу. Это было утро 22 июня 41-го года. Добровольцем Этуш записался после того, как на спектакле в вахтанговском театре увидел не более 13 человек в зале и понял, что людям не до театра. Зная немного немецкий язык первые четыре месяца службы провел в школе военных переводчиков в городе Ставрополе-на-Волге. Потом стал заместителем начальника отдела разведки 70-го укрепрайона, оборонявшего Ростов. Потом было еще несметное количество боев. От войны осталось тягостное ощущение постоянной невыносимой усталости.
Этушу удавалось избежать пуль. Одна из них, попала в раненого товарища, которому Этуш хотел облегчить страдания, приподнимая его. Таким образом, тело раненого солдата спасло Владимира от пули. Но, пули его все равно настигли в 43-м. Последовало долгое лечение, после которого актер вернулся в родной театр к новым ролям, и нельзя сказать, что испытания, посланные войной, не вылились в образы, сыгранные Этушем. Ведь подобный опыт не скрыть под гримом. От тягот войны нельзя отречься, они становятся частью души.
Зиновий Гердт, незабвенный Паниковский, ушел на фронт добровольцем, стал старшим лейтенантом саперной роты. Принимал участие в разминировании минных полей для обеспечения прорыва танков к г. Харькову, где получил тяжелое ранение. Целых 4 года прожил на костылях, затем перенес 11 операций, после чего одна нога так и осталась короче другой на 8 сантиметров. За подвиги в годы Великой Отечественной войны представлен к награждению Тимирязевским РВК г. Москвы и награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР. Одной из лучших ролей Гердта был Кукушкин в фильме «Фокусник» режиссера Петра Тодоровского, который тоже прошел войну.
Петр Тодоровский считается режиссером военного поколения. Летом 1943 года стал курсантом Саратовского военно-пехотного училища. Через год командиром взвода был направлен на фронт и в составе 93-го стрелкового полка 76 стрелковой дивизии 47 армии Первого Белорусского фронта дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. В том же, 44-м году, в Польше, рядом с его окопом разорвался снаряд, и он с товарищами оказался погребенным под глыбой песка. Поначалу казалось, что он легко отделался, только звон и кровь в ушах. Потом стал замечать, что теряет слух. Со временем слуховой аппарат решил эту проблему.
Жизнь Тодоровского была сложна, но именно эти сложности, горести и лишения воплотились в его прекрасных фильмах. Он вспоминает, как юношей вместе с другими молодыми ребятами, ходил к землянке комбата слушать, как там смеется женщина и играет патефон. Эти звуки были примером какой-то недосягаемой жизни для него. Кто эта женщина никто не узнал, но спустя время, будучи студентом первого курса Института кинематографии, Петя услышал знакомый смех и увидел ту самую женщину, продававшую пирожки зимой на улице. Рядом сидела ее маленькая, замотанная в лохмотья дочь. Так родился сюжет великолепного фильма "Военно-полевой роман".
На фронте у Тодоровского был друг Юрий Никитин, который погиб от снайперской пули. В память о нем Тодоровский снял лирическую киноповесть «Верность» (1965 год), отмеченную впоследствии премией Венецианского кинофестиваля. Однажды режиссер сам выступил в качестве актера в фильме «Был месяц май» режиссера Хуциева (по мотивам рассказа Г. Бакланова «Почем фунт лиха»), вышедшей в 1970-м. Этот фильм, где он исполнил главную роль, стал одним из кинематографических шедевров, посвященных Великой войне.
В кино Петр Тодоровский попал тоже, можно так сказать, благодаря войне: увидев на фронте работу военных кинооператоров, решил, если останется жив, обязательно станет оператором. Остался жив и поступил на операторский факультет ВГИКа. Потом 10 лет проработал на Одесской киностудии. Свои военные фильмы Тодоровский снимал не про войну, а про людей на войне. Суть человека с его переживаниями, чувствами и мечтаниями в экстремальных условиях всегда интересовала режиссёра. А тот жизненный опыт, что дала ему война, очень пригодился для воплощения его замыслов. Среди работ режиссера много замечательных, ставших культовыми фильмов, и много на военную тематику. Сам Тодоровский говорил: "Меня война держит, не отпускает. Я только отойду на шаг к другой теме, как потом все равно возвращаюсь к ней. Не знаю, мне было 19 лет - возраст, когда ты впитываешь очень быстро и очень много… И потом, я же снимал не про войну, а про людей на войне. Меня только это интересует". Петр Тодоровский исследует человеческие души и жизненные события, не стремясь их приукрасить, как в его фильме "Анкор, еще анкор!" (1992 год), где он показывает жизнь маленького провинциального гарнизона в первые годы после войны. И если, снимая свою знаменитую картину "Интердевочка", режиссер лично изучал судьбы женщин, ставших на путь героини его фильма и общался с проститутками, то для "Анкора" он общался с женами офицеров, живущих вот в таких гарнизонных городках.
Режиссер вспоминает, что каждая вторая офицерская жена жалела, что в свое время вышла замуж за офицера и оказалась в условиях гарнизонной жизни. Одни критики обвиняли Тодоровского в клевете на советскую армию, другие ценили этот фильм за то, что режиссер сумел показать жизнь вчерашних фронтовиков такой, какой она была на самом деле, без романтического флера, навязываемого властями. В 2009 году на экраны вышел фильм "Риорита", по словам Тодоровского, «история такая страшная, что я ее все время откладывал на потом. Я снял четыре фильма о войне, пока однажды не понял, что откладывать больше нельзя». Изначально сценарий назывался "На память о пережитых страхах" - эти слова написал Тодоровскому на фотографии фронтовой товарищ.
Это, конечно, далеко не вся плеяда выдающихся актеров и людей искусства, прошедших войну и внесших свой вклад в победу. Эти люди перенесли пережитые на войне эмоции и чувства в свои фильмы, образы и наградили ими своих героев, чтобы нам, потомкам, было понятнее, что такое война и как сильны и, одновременно по-человечески слабы были все те, благодаря которым мы продолжаем жить. Вечная память тем, кто погиб, и слава тем, кто остался жить и подарил нам часть себя в своем искусстве.
Анна Галиева |
Рекомендуем |