Партнеры Живи добром

Рыцарь музыки Артуро Тосканини


Артуро Тосканини (итал. Arturo Toscanini, 1867 - 1957) − был не только главным дирижёром La Scala и  Metrapolitan Opera, но и настоящим рыцарем музыки, каждый раз выступая на стороне защиты ее совершенства. Его фигура – символ истинной преданности искусству.


Более 50 лет Тосканини был царем и богом в мире классической музыки, беря на себя дебютное исполнение многочисленных известных опер и симфоний. Он сделал большее, чем  мог бы сделать любой другой художник – значительно увеличить круг слушателей классических произведений. Но запомнился миру он скорее своим бескомпромиссным стремлением к идеалу, необыкновенной требовательностью к окружающим. Сейчас трудно оценить, было это обыкновенным перфекционизмом в современном понимании  или же чем-то большим, но если исполнению его желаний что-либо препятствовало, он был готов бросаться острыми предметами. С оркестром он мог быть до крайности грубым, и этот культ грубости переняли от него и многие другие дирижеры. Поэтому сегодня, если в массовой культуре встречается образ дирижера, он непременно, хоть и отдаленно, но напоминает нам о Тосканини.  


Артуро Тосканини


Родился гениальный дирижер 25 марта 1867 г. в Парме в семье итальянского портного, выступавшего в национально-освободительной борьбе итальянского народа на стороне Джузеппе Гарибальди. Несмотря на то, что семья его не была связана с искусством, его музыкальное будущее было предопределено уже в детстве, когда в девятилетнем возрасте он поступил в Королевскую музыкальную школу своего города, где стал обучаться игре на виолончели, фортепиано и композиции, а в тринадцать уже выступал как профессиональный виолончелист. В восемнадцать лет он уже окончил консерваторию и начал совмещать деятельность помощника хормейстера, концертмейстера виолончелей и коррепетитора в итальянской передвижной оперной труппе.


Через год после консерватории произошло событие, которое изменило в его жизни довольно многое: во время зимнего сезона в Рио-де-Жанейро между дирижером труппы и менеджером разразился конфликт, и чтобы хоть как-то спасти «Аиду» Тосканини встает за дирижерский пульт. Дирижировал он без нот, по памяти, тем самым демонстрируя феноменальную музыкальную память. Близорукий с детства, он запоминал сотни сложных опер, симфоний и концертов, воспроизводя их как можно чаще на репетициях.

Репетиции Тосканини представляли собой нечто особенное. Музыканты его боялись, ибо он требовал постоянной и полной отдачи. Но именно благодаря своему пламени он превращал в сокровище даже самую сомнительную музыку –  в этом и был его дар. Главным в музыке становился уже дирижёр, а не композитор. Тосканини всегда следовал партитуре, ибо считал, что в ней уже заложено все, что хотел сказать композитор.


В течение последующих 10 лет он дирижировал в двух десятках итальянских городов, раз за разом приобретая репутацию лучшего дирижера первой половины XX столетия. Так, в 1892 г. он провел премьеру Леонкавалло в Милане, а в 1896 г. дирижировал первым исполнением «Богемы» в Турине и начал выступать в симфонических концертах. Через два года им была исполнена 6-ю симфония П.И. Чайковского.


Артуро Тосканини


Артуро Тосканини много времени и сил отдавал своей работе, она была неотделима и преследовала его даже дома. В 21 июня 1897 г. он женился на Карле Мартини, которой на тот момент не было и двадцати лет. У пары родилось четверо детей: два сына и две дочки, но один из сыновей умер от дифтерии, когда ему было 5 лет. Другой сын, Вальтер впоследствии стал известным итало-американским  диктором. Свою семью Артуро Тосканини очень любил, но в силу своего характера был способен преподнести близким людям все что угодно. 


Однажды после неудачно проведенного спектакля он вернулся домой не в самом лучшем расположении духа, и направляясь прямиком в столовую, где был накрыт стол к ужину и его ожидала семья, он и не думал присоединиться к трапезе,  а застыл в дверях и возмущенно произнес: «Как вы можете есть после такого исполнения? Стыдитесь»!» ? и, хлопнув дверью, ушел. Все в тот вечер легли спать голодными.


На протяжении своей карьеры он работал со многими великими певцами и музыкантами, но впечатление произвести на него смог лишь Владимир Горовиц, с которым они работали над записью Второго фортепианного концерта Брамса и Первого фортепианного концерта Чайковского при участии Симфонического оркестра NBC. Постепенно Горовиц сблизился с Тосканини и его семьей, а в 1933 г. женился на Ванде, его младшей дочери.


В 1898-1903 и 1906-1908 гг. Тосканини ? главный дирижер театра  La Scala. Под его руководством в Италии впервые исполняется «Зигфрид», «Евгений Онегин» «Эврианта» и многие другие оперы. В 1901 г.  он открывает для себя талант Фёдора Шаляпина и умело подбирает партии, полностью соответствующие его высокому басу. В постановке «Мефистофеля» Бойто на долю Шаляпина выпадает огромный успех. Одновременно он работает и с Энрико Карузо, который дебютирует в «Любовном напитке» Доницетти.


Артуро Тосканини


В 1908-1915 г. – он главный дирижер Metrapolitan Opera. Впоследствии Тосканини не очень тепло отзывался о театре, но, все же, его работа в постановке «Бориса Годунова» была очень успешной. Вернувшись в Италию, он сталкивается с новой напастью – фашистским режимом, и через некоторое время переезжает в США, где становится во главе NBC («Национальной радиовещательной корпорации»), а в Европу выезжает лишь для гастролей.  С этого момента он дирижировал на Байройтских, Зальбургском фестивалях, и даже основал свой собственный в Лондоне, который проводил на протяжении пяти лет. В 1936 году он принимал самое активное участие в организации Палестинского оркестра, известного теперь как Израильский филармонический оркестр.


Расцвет жизни Тосканини начинается с 1937 г., когда он начинает проводить радиоконцерты с NBC. С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке, объехал все США.

С его выступлениями по радио связано много историй, но наиболее интересная, пожалуй, произошла по его возвращении с гастролей по Южной Америке. Чтобы хоть как-то скоротать время, группа оркестрантов пригласила Тосканини послушать передачу из Лондона. По радио звучала «Героическая симфония» Бетховена. Пока Тосканини слушал, его лицо становилось все более мрачными в конце-концов, не выдержав, он заявил: «да что за негодяй берет такие темпы! Это просто невозможно! Что он себе позволяет! К концу исполнения Тосканини, охваченный яростью уже готовился выбросить радиоприемник в окно, но тут раздался невозмутимый голос диктора: «Вы только что прослушали запись оркестра BBC под управлением Артуро Тосканини».


Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио после сезона 1953?1954. Умер он в США, в своем доме в Ривердейле 16 января 1957, но похоронен был в Италии в семейном склепе.

  


Елизавета Сысоева


 

Рекомендуем

Самобытный островок искусства
Печать наследия. Иван Сытин
Юрий Бондарев. «Художник, пишущий войну»
«Наука видеть» или «вселенское чувство» Кузьмы Петрова-Водкина
Историческая живопись Вильгельма фон Каульбаха
Сердце Мадрида. Открытие музея Прадо
"Я родился в атмосфере страсти к кино". Интервью с режиссером Давидом Гриеко
Блеск природы и нищета человечества («Путешествие времени», реж. Терренс Малик)
Таинственный остров Жюля Верна
Гарри "Бинг" Кросби - американское бинго