Партнеры Живи добром

Рыцарь музыки Артуро Тосканини


Артуро Тосканини (итал. Arturo Toscanini, 1867 - 1957) − был не только главным дирижёром La Scala и  Metrapolitan Opera, но и настоящим рыцарем музыки, каждый раз выступая на стороне защиты ее совершенства. Его фигура – символ истинной преданности искусству.


Более 50 лет Тосканини был царем и богом в мире классической музыки, беря на себя дебютное исполнение многочисленных известных опер и симфоний. Он сделал большее, чем  мог бы сделать любой другой художник – значительно увеличить круг слушателей классических произведений. Но запомнился миру он скорее своим бескомпромиссным стремлением к идеалу, необыкновенной требовательностью к окружающим. Сейчас трудно оценить, было это обыкновенным перфекционизмом в современном понимании  или же чем-то большим, но если исполнению его желаний что-либо препятствовало, он был готов бросаться острыми предметами. С оркестром он мог быть до крайности грубым, и этот культ грубости переняли от него и многие другие дирижеры. Поэтому сегодня, если в массовой культуре встречается образ дирижера, он непременно, хоть и отдаленно, но напоминает нам о Тосканини.  


Артуро Тосканини


Родился гениальный дирижер 25 марта 1867 г. в Парме в семье итальянского портного, выступавшего в национально-освободительной борьбе итальянского народа на стороне Джузеппе Гарибальди. Несмотря на то, что семья его не была связана с искусством, его музыкальное будущее было предопределено уже в детстве, когда в девятилетнем возрасте он поступил в Королевскую музыкальную школу своего города, где стал обучаться игре на виолончели, фортепиано и композиции, а в тринадцать уже выступал как профессиональный виолончелист. В восемнадцать лет он уже окончил консерваторию и начал совмещать деятельность помощника хормейстера, концертмейстера виолончелей и коррепетитора в итальянской передвижной оперной труппе.


Через год после консерватории произошло событие, которое изменило в его жизни довольно многое: во время зимнего сезона в Рио-де-Жанейро между дирижером труппы и менеджером разразился конфликт, и чтобы хоть как-то спасти «Аиду» Тосканини встает за дирижерский пульт. Дирижировал он без нот, по памяти, тем самым демонстрируя феноменальную музыкальную память. Близорукий с детства, он запоминал сотни сложных опер, симфоний и концертов, воспроизводя их как можно чаще на репетициях.

Репетиции Тосканини представляли собой нечто особенное. Музыканты его боялись, ибо он требовал постоянной и полной отдачи. Но именно благодаря своему пламени он превращал в сокровище даже самую сомнительную музыку –  в этом и был его дар. Главным в музыке становился уже дирижёр, а не композитор. Тосканини всегда следовал партитуре, ибо считал, что в ней уже заложено все, что хотел сказать композитор.


В течение последующих 10 лет он дирижировал в двух десятках итальянских городов, раз за разом приобретая репутацию лучшего дирижера первой половины XX столетия. Так, в 1892 г. он провел премьеру Леонкавалло в Милане, а в 1896 г. дирижировал первым исполнением «Богемы» в Турине и начал выступать в симфонических концертах. Через два года им была исполнена 6-ю симфония П.И. Чайковского.


Артуро Тосканини


Артуро Тосканини много времени и сил отдавал своей работе, она была неотделима и преследовала его даже дома. В 21 июня 1897 г. он женился на Карле Мартини, которой на тот момент не было и двадцати лет. У пары родилось четверо детей: два сына и две дочки, но один из сыновей умер от дифтерии, когда ему было 5 лет. Другой сын, Вальтер впоследствии стал известным итало-американским  диктором. Свою семью Артуро Тосканини очень любил, но в силу своего характера был способен преподнести близким людям все что угодно. 


Однажды после неудачно проведенного спектакля он вернулся домой не в самом лучшем расположении духа, и направляясь прямиком в столовую, где был накрыт стол к ужину и его ожидала семья, он и не думал присоединиться к трапезе,  а застыл в дверях и возмущенно произнес: «Как вы можете есть после такого исполнения? Стыдитесь»!» ? и, хлопнув дверью, ушел. Все в тот вечер легли спать голодными.


На протяжении своей карьеры он работал со многими великими певцами и музыкантами, но впечатление произвести на него смог лишь Владимир Горовиц, с которым они работали над записью Второго фортепианного концерта Брамса и Первого фортепианного концерта Чайковского при участии Симфонического оркестра NBC. Постепенно Горовиц сблизился с Тосканини и его семьей, а в 1933 г. женился на Ванде, его младшей дочери.


В 1898-1903 и 1906-1908 гг. Тосканини ? главный дирижер театра  La Scala. Под его руководством в Италии впервые исполняется «Зигфрид», «Евгений Онегин» «Эврианта» и многие другие оперы. В 1901 г.  он открывает для себя талант Фёдора Шаляпина и умело подбирает партии, полностью соответствующие его высокому басу. В постановке «Мефистофеля» Бойто на долю Шаляпина выпадает огромный успех. Одновременно он работает и с Энрико Карузо, который дебютирует в «Любовном напитке» Доницетти.


Артуро Тосканини


В 1908-1915 г. – он главный дирижер Metrapolitan Opera. Впоследствии Тосканини не очень тепло отзывался о театре, но, все же, его работа в постановке «Бориса Годунова» была очень успешной. Вернувшись в Италию, он сталкивается с новой напастью – фашистским режимом, и через некоторое время переезжает в США, где становится во главе NBC («Национальной радиовещательной корпорации»), а в Европу выезжает лишь для гастролей.  С этого момента он дирижировал на Байройтских, Зальбургском фестивалях, и даже основал свой собственный в Лондоне, который проводил на протяжении пяти лет. В 1936 году он принимал самое активное участие в организации Палестинского оркестра, известного теперь как Израильский филармонический оркестр.


Расцвет жизни Тосканини начинается с 1937 г., когда он начинает проводить радиоконцерты с NBC. С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке, объехал все США.

С его выступлениями по радио связано много историй, но наиболее интересная, пожалуй, произошла по его возвращении с гастролей по Южной Америке. Чтобы хоть как-то скоротать время, группа оркестрантов пригласила Тосканини послушать передачу из Лондона. По радио звучала «Героическая симфония» Бетховена. Пока Тосканини слушал, его лицо становилось все более мрачными в конце-концов, не выдержав, он заявил: «да что за негодяй берет такие темпы! Это просто невозможно! Что он себе позволяет! К концу исполнения Тосканини, охваченный яростью уже готовился выбросить радиоприемник в окно, но тут раздался невозмутимый голос диктора: «Вы только что прослушали запись оркестра BBC под управлением Артуро Тосканини».


Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио после сезона 1953?1954. Умер он в США, в своем доме в Ривердейле 16 января 1957, но похоронен был в Италии в семейном склепе.

  


Елизавета Сысоева


 

Рекомендуем

Театр на экране: Что посмотреть в декабре?
FollowTheFabrika. Этап I.III
Увидеть чудеса возможно
Джозеф Пулитцер. Служанка должна понять...
10 февраля —День памяти А. С. Пушкина
XXIII Международный фестиваль «Земля. Театр. Дети»
Оттенки грязи ("Золотая перчатка" реж. Фатих Акин)
Фестиваль сказок в «Москвариуме»
Красота против отчаянья ("Призрачная красота" реж. Дэвид Фрэнкел)
BLICK'16: "Фанатки на завтрак не остаются" реж. Марк Ротемунд