Партнеры Живи добром

«Где кончаются слова, там начинается музыка». Симфония №4 П.И. Чайковского


Четвертая симфония Петра Ильича Чайковского относится к ряду произведений, не сразу признанных и оцененных в должной мере своими современниками. Чайковский, будучи за границей, не присутствовал на премьере и долго ждал благоприятных отзывов о симфонии от московских друзей. Он считал ее лучшим своим произведением. Однако добрых отзывов и похвал в адрес автора не последовало: произведение осталось нераскрытым и непонятым зрителем. Единственным исключением оказалась близкий друг Петра Ильича – Надежда Филаретовна фон Мекк, как всегда восхищенная творением композитора. Между прочим, симфония могла и не появиться на свет, не будь у Чайковского такого друга.


Дело в том, что Четвертая симфония создавалась под впечатлением от тяжелых социальных и духовных катаклизмов времени. В год ее создания – 1877 – Чайковский переживал тяжелый кризис, вызванный, прежде всего, неудачной женитьбой. Жена оказалась ему совершенно чужим человеком, он не мог найти с ней общего языка и даже уехал от нее в Петербург. Душевные переживания подкреплялись переживаниями о судьбе страны: Россия не только находилась в состоянии войны с Турцией, но и претерпевала подъем реакционных сил, возмущенных бедственным положением народа и стремившихся к свержению монархии посредством, в том числе, индивидуального террора. Это движение спровоцировало ответную волну репрессий со стороны царского правительства. 


Чайковский Пётр


Одолеваемый безрадостными мыслями, П.И. Чайковский, кроме того, находился в тяжелом материальном положении. Как раз тогда свою роль в жизни великого композитора сыграла Н.Ф. фон Мекк. Узнав о бедственном положении музыканта, будучи меценаткой, ценителем музыки и большой поклонницей Чайковского, она предложила ему денежную помощь. Растроганный искренним восхищением его талантом, умением ценить настоящее искусство вдовой фон Мекк, композитор принял протянутую руку помощи. Так началась их дружба, продлившаяся 13 лет. Интересно, что общались они только по переписке: в реальной жизни эти два человека никогда не сказали друг другу ни слова (по настоянию самой фон Мекк). При материальной и моральной поддержке своего благородного друга Чайковский начал создавать свою Четвертую симфонию, которую впоследствии и посвятил фон Мекк.

 

Это было непростое произведение: оно имело свою программу, даже сюжет. Кроме того, в ней отразились все переживания Чайковского, связанные с личной и общественной жизнью. Наверное, поэтому над всей симфонией довлеет тема неминуемого рока. Кроме того, идейным вдохновителем Петра Ильича стал Бетховен со своей Пятой симфонией, где поднимается аналогичная тема. В одном из писем Чайковский, несмотря на свое стремление предоставлять зрителю самостоятельно разбираться в образах и мотивах, легших в основу музыкального произведения, все же раскрывает приблизительный смысл каждой из четырех частей симфонии. 


Первая часть исполнена мыслью о власти всемогущей судьбы над жизнью человека, о его попытках вырваться из-под ее гнета в светлый мир фантазии. Как писал об этом сам композитор: «И так, вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности с скоропереходящими сновидениями и грезами о счастье... Пристани нет». Соответствуя своему сюжету, музыка первой части то беспокойная и порывистая, то мягкая и плавная. 


Вторую часть симфонии сформировала, как опять же объяснял сам композитор, «меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь дома один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания». В этой части преобладает идея сладостной тоски, воспоминаний о минувших годах, полных печали и радости.


Третья часть – это «странные рисунки» воображения, игра мысли, воплощенная в легких, воздушных звуках.


Чайковский Пётр.jpg


О четвертой части Чайковский писал: «Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно». Здесь царит мысль о народе, его культуре, его умении жить гармонично и радостно. Таким образом, симфония №4 была насквозь проникнута личными мыслями и идеями Чайковского: «Еще я прибавлю, что нет ни одной строчки <...>, которая не была бы мной прочувствована и не служила бы отголоском искренних движений души».

(из письма Танаеву)


Законченное в декабре 1877 года, произведение было впервые представлено публике в десятом симфоническом собрании Русского музыкального общества 10 (22) февраля следующего года под руководством Н.Г. Рубинштейна. Как было сказано выше, должного успеха симфония в тот момент не возымела. Но лучшему, по собственному мнению композитора, его сочинению не суждено было сгинуть в веках. Уже в следующие годы премьера симфонии в Петербурге, Париже вызвала искренний восторг зрителей. Последнее ее исполнение под руководством самого Чайковского в Лондоне в 1893 году окончательно утвердило гениальность творца и его творения. 


Так, Симфония №4 навсегда завоевала свое место в ряду величайших произведений симфонической музыки, провозгласив собою новый этап в ее развитии, а мысли и чувства композитора, со всей искренностью воплощенные в ней, получили заслуженное признание ценителей музыки. 


*В названии статьи цитата из Гейне, упомянутая 17(29) февраля 1878 г. в письме по поводу Четвертой симфонии П.И. Чайковским.



Евгения Давыдова




 

Рекомендуем

Вишнёвый фестиваль в Епифани
«Ромео и Джульетта». Сакральный Шекспир на балетной сцене
На пуантах («Большой», реж. Валерий Тодоровский)
Выставка «47 ронинов. Легенда как искусство»
Иван Айвазовский. Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную память
IVANOVA / FW 18/19
Интервью с Дашей Гаузер
Люк Бессон: ни дня без сюжета
Неугасающий «Огонек»
Вегетарианство в России. История, препятствия и роль Л.Н. Толстого