Партнеры Живи добром

Мода на винтаж в современной культуре


В последние несколько лет нетрудно проследить зримую связь между прошлым и настоящим, особенно если это касается одежды. Винтаж или же ретро встречается все чаще, теперь это даже не является чем-то элитарным, все больше старых фасонов одежды перетекает из одной коллекции в другую, и попадает в масс-маркет. Например, в той же самой Bershka в этом году можно было встретить блузки, отдаленно напоминающие фасон 1900-х годов ХХв., и платья с большими рукавами и широкими плечами в виде отсылки к моде 80-х. Однако, для внесения какой-то ясности стоит разделять такие понятия как «Ретро» и «Винтаж». В первом случае речь идет о современной одежде, которая напоминает старые модные фасоны. Вторую категорию же сложно как-то организовать, у нее нет единой периодизации, по разным оценкам в категорию «винтаж» может входить, как и просто любая старая одежда, так и одежда произведенная домами мод, или известными кутюрье с 1915-1950-е годы или же одежда в возрасте от 25 до 50 лет, однако все что старше 50-ти лет уже считается антиквариатом. Да и, пожалуй, более точные классификации не имеют смысла, ведь мода это живое и постоянно трансформирующиеся понятие.


60-70е


Важно также заметить, что винтаж - это не явление последних 2-3-х лет, а целых десятилетий, считается, что сам стиль возник в 50-х годах, а распространение получил только в 90-х. На этот счет есть забавная отсылка в мультсериале «Дарья» в 5 сезоне, 9 серии, эпизоде «Вперед в прошлое», где одна из героинь сериала, Джейн, встречается с парнем, который носит канареечные костюмы и использует просроченные чернила. Конечно, это сделано с целью высмеять подобных персонажей, но все же это аллюзия на одно из модных течений того десятилетия. И почему же это происходит? Вероятно, одной из причин является постоянный запрос общества на переосмысление современности через призму прошлого. 

Начнем издалека, тенденция к возращению совсем не новая, например, Наполеон I строил свою империю используя эстетику античности, древнего Рима, этому свидетельствует архитектура, известная всем Триумфальная арка, также это выражалось и в модном фасоне. Платья и прически в стиле ампир, созданные с оглядкой на античные хитоны, подражали римским силуэтам и образам. Это также подходило самой эпохе позднего классицизма и революции во Франции, то есть обращаясь к истории общество модернизировало и идеализировало идеи прошлого. Есть и более свежие примеры о переосмыслении прошлого в истории искусства, например неонуар 70-х годов, который отсылал нас к классическому нуару 50-х с его пессимизмом, недоверием и разочарованием, которое было характерно для общества 40-х годов. В 70-х это переживалось через события вьетнамской войны, политики и экономики США, известные примеры таких фильмов «Китайский квартал» Романа Полански (1974) и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (1982).  Переосмысление и возвращение в искусстве, это совершенно обычный процесс, и одежда как часть культуры отражает эти явления.


70-е


С 90-х годов по сегодняшний день мы наблюдаем постоянный круговорот возвращений и заимствований. Очень долго основным источников вдохновения были 80-е. Свою роль играли романтические представлении об этом десятилетии как о эпохе синтетической музыки, пышных причесок, и неоновых огнях. Кстати, интересно, что в России и на всем постсоветском пространстве также любовь к стилю 80-х выразилась через романтизацию последних двух десятилетий СССР. Хороший пример этому мы можем наблюдать у Vogue Russia в новогоднем видео «Позвони мне позвони». Еще неверно было бы сказать, что в моде может быть лишь один исторический период, потому что одно десятилетие плавно перетекает в другое и трансформируется под современность. 80-е тоже постепенно сплелись с последним десятилетием ХХ-го века. Стиль 90-х годов сегодня вспоминается и частично воспроизводиться по сериалам и фильмам: «Беверли-хиллз 90210», «Зачарованные», гранж-группа Nirvana, MTV, и пр. Так же еще недавно мы боялись вспомнить насколько же забавно все выглядели в нулевые, но уже в прошлом году в моду вернулась низкая талия, а сейчас Pinterest пестрит гламурными образами из 2000-х, а в интернете ходят мемы с картинками модных в нулевых кукол Bratz, а дальше и маленькие сумочки на плече. Подобное мы замечаем в клипе группы Пошлая Молли (feat. Katerina) – Мишка. Это также объясняется ностальгией, романтизацией молодости или детства, поэтому совсем не странно что 2000-е годы вдруг вышли из немилости, ведь тем, кто был ребенком в эти годы сейчас как раз примерно 18-25. Однако, все не совсем так однозначно, ведь это не объясняет интерес более юной аудитории к одежде из тех десятилетий, которые они даже физически не могли застать, и часто причиной этому явлению становится тоска по идеалистическому прошлому, то есть главную роль играет уже не наша собственная память, а наша неудовлетворенность настоящим. Но нельзя сказать, что все это обязательно про каждого кому предпочтителен стиль винтаж, это лишь одна из возможных причин.


90-е


Стоит также отметить, что спрос на винтажную либо же вторичную в использовании одежду не ограничивается лишь чистой рефлексией всего человеческого наследия, конечно, это и различные социальные, культурные факторы. Сегодня покупка винтажной одежды мотивируется также и запросом общества на экологичность. Как ни странно, понятие «осознанное потребление» или же «этичное (зеленое) потребление» получает свое распространение одновременно с возрастанием спроса на винтажную одежду в 80-90-е годы. Кроме того, многие отмечают, что вместе с прогрессом качество вещей почему-то падает. Казалось бы, с течением лет все должно быть наоборот, но вот ты приходишь в магазин купить себе что-то и качество большинства вещей просто ужасное, неприятная ткань, колючий непроработанный материал, вещь быстро изнашивается и превращается в тряпку после первой даже самой деликатной стирки. Впадать в крайность тоже неправильно, но все же большинство признается, что масс-маркет набит такими вещами под самый потолок. То, о чем мы сейчас говорим, называется обществом потребления, под этим мы понимаем, что все наше общество строится на потребительских отношениях, на принципе одноразовости вещей, посуды, и иногда даже людей. Неудивительно, что в противовес этому на западе сложилось осознанное движение и целая культура многократного использования и винтажной одежды, которая активно перетекает и в Россию. 

Для подтверждения своих догадок я обратилась за комментарием к магазину винтажной одежды «Kisa Market»: «Спрос на винтажную одежду растёт с каждым годом, это обусловлено множеством факторов, таких как рост осведомленности людей о глобальных экологических проблемах, проблемах, связанных с производством новой одежды в странах со слабо развитой экономикой, и, в целом, винтаж - это недорого, а качество материалов часто лучше, чем у новых вещей в масс-маркетах, крой, цвет и дизайн уникальны. Спросом пользуются вещи совершенно разных эпох, но в основном во всех винтажных проектах в России представлены вещи 70-90-х годов, так как более старые вещи встречаются значительно реже и уже считаются раритетом. Найти платье 40-х годов - великая удача и спрос на такие находки высок, но шанс, что оно вам попадётся очень невелик, к сожалению. Вся одежда, представленная у нас в магазине, привозится из европейских стран, так как у них давно развита культура винтажа. В России она только начала развиваться, и мы рады быть частью этого развития. В России винтаж актуален и с каждым годом спрос на винтаж растёт». 

Несмотря на уникальность каждого винтажного магазина или шоурума их сейчас особенно много, достаточно вспомнить один из самых известных раскрутившихся магазинов Vintage Voyage. Они позиционируют себя как хранителей искусства моды, и главный вопрос, который занимает создателей магазина это эксклюзивность вещи в современном мире: «Я люблю произведения искусства моды: уникальные, рукотворные. Что же поделать, если сегодня их исчезающее мало? Мы вынуждены искать и находить следы прошлого, красоту ушедших дней, которая оказывается не только интереснее, но и актуальнее, современнее, если угодно – шикарнее новых изделий. Эта красота и является для меня главной сущностью того, что мы называем словом «винтаж», - пишет на своем сайте основатель магазина Алина Лысова. Это так же одна из основных причин почему все больше людей выбирают винтаж. Глобализация поставила человека в ситуацию, где ему чтобы выделится мало прийти в обычный магазин. 


винтаж


Мне вспоминается забавный случай из жизни, несколько лет назад в одном из популярных магазинов продавались брюки, так вот эти самые брюки я видела около 5-7 раз на разных людях случайным образом и ведь это в Москве, где шанс подобных попаданий очень мал. Я думаю очень много людей сталкивалось с подобным, это и есть те самые процессы массовости, в которые люди не помещаются, из-за чего и хочется найти что-то особенное и непохожее. Кстати содержание вышеупомянутого магазина это в основном брендовые винтажные вещи Chanel, Yves Saint Laurent, Givenchy, Balmain,  Hermès, Ungaro, Lanvin, Nina Ricci, Gucci, Roberta di Camerino, Emilio Pucci и прочее. Это еще одна сторона винтажной моды в которой есть как и элитарные брендовые вещи, так и доступные для большинства и сравнительно недорогие, но при этом брендовую вещь тоже можно найти в какой-нибудь коробке для вещей по скидке, поэтому эта индустрия так неоднородна в ней есть место секондам, комиссионкам, стокам, инстаграм-шоурумам, ярмаркам, в целом, можно сказать что найти винтажную вещь вы можете в самом необычном для вас месте и по самой неожиданной цене.

В своей статье я достаточно часто ссылаюсь на видеоматериалы, и YouTube. Так вышло, что сегодня социальные сети — это неотъемлемая часть культуры, которая не только формирует моду, но и словно зеркало отражает культурные запросы общества. Как оказалось, одним из множества подобных запросов стал интерес не только к винтажному стилю, но и истории моды в целом. Например, мы можем вспомнить какой бум был на видео в стиле «100 years of fashion» и чего там только не было «100 лет купальников, макияжа, причесок, белья, костюмов на хэллоуин…и пр.» То есть у аудитории был живой отклик на это переосмысление. В основном такие видео делали Vogue, Allure, Glamour, но также этим вдохновлялись и многие блогеры, например Karolina Zebrowska сняла на эту тему «100 лет красоты - Польша» и «Настоящие женщины - Красота сквозь десятилетия», кстати она одна из тех блогеров, которые активно внедряют винтаж в свою повседневность. У нее на канале можно посмотреть, как сделать различные винтажные прически, узнать немного больше об истории моды и почерпнуть вдохновение от множества эстетических видео. Относительно похожие по содержанию каналы Lauren Rossi, Dr. Colleen Darnell, Rachel Maksy. Ну, и конечно, многие звезды выбирают винтаж и делают его основой своего стиля, например Дита Фон Тиз, американская дива бурлеска и Рената Литвинова, российская актриса. Все эти блогеры и знаменитости давно сделали винтаж частью своей жизни, что и говорит о непроходящей нарастающей популярности винтажного стиля.


Дита Фон Тиз


Все это время я часто упоминала о неоднородности моды и в том числе стиля винтаж, и это, пожалуй, главное, что стоит понять ведь эта неравномерность, и составляет смысл этого стиля как альтернативный выбор людей. А выбор человека - это зеркало его индивидуальности, и стиль - это хороший способ создать свой ни на что не похожий мир и открыть его, чтобы стать частью непознаваемого калейдоскопа жизни.



Дарья Казакова



 

Рекомендуем

Комедийная хоромина - театр превосходства
Нино Катамадзе:"Я живу там, где моя музыка"
Хулиганы средневековых улиц («Меч короля Артура», реж. Гай Ричи)
Ретроспективный кинокалендарь: Чем порадовал 2018 год?
Отцы и дети ("Нелюбовь" реж. Андрей Звягинцев)
Итоги XXVII МКФ "Послание к человеку"
Ироничная комедия «Колесо Фортуны»
Как она делает это? Модный бизнес Сары Джессики Паркер
Педагогика — это искусство, наука и умение. Джереми Хармер о секретах преподавания английского и музыкальности Шекспира
Выставка «Юбилей Пушкина в Тифлисе, единственный в его жизни»