Партнеры Живи добром

Александр Збруев: «Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа»


Когда видишь актера на сцене или же в кино, перед тобой возникает не сам актер, а образ его героя. Достаточно одной «звездной» роли, чтобы образ героя слился с актером. Именно это и произошло с Александром Збруевым, который однажды примерил на себя образ Григория Ганжи и до сих пор с ним не расстался. Если проследить за тем, как складывалась судьба российского актера, то можно убедиться в том, что его герой – Ганжа – и он сам очень похожи, в особенности схожи их характеры. Так что давайте заглянем в прошлое и посмотрим, как складывалась жизнь одного из самых обаятельных актеров страны.   

 

Александр Збруев


Александр Збруев родился 31 марта 1938 года в Москве. Судьба его родителей сложилась не лучшим образом: отец - Виктор Збруев - работал заместителем наркома связи СССР, и до рождения сына он был расстрелян как «враг народа», мать Саши – Татьяна Александровна - была приговорена к 5 годам в лагерях, но, благодаря беременности маленьким Сашей, это наказание заменили ссылкой в Рыбинск. Там семья прожила до 1943 года. 


«Как это ни странно, я очень хорошо помню, как мы жили в Рыбинске в совершенно нечеловеческих условиях – в крохотной комнатке, которая топилась “буржуйкой”»


Через два года после возвращения семьи в Москву, Саша пошел в первый класс. Школу, честно говоря, он недолюбливал. Скорее всего, это было связано с тем, что его открыто презирали, так как считали сыном «врага народа». В пятом классе Сашу откровенно унизили: сначала его приняли в пионеры, надели красный галстук – всё как положено, однако через несколько дней  вспомнили о его отце и с той же торжественностью сняли этот атрибут пионера. 


«Школу я не любил. Меня тянуло к людям более свободным и угнетала замкнутость школьного пространства, заорганизованность и требования дисциплины...»


Александр Збруев


В общем, жизнь в школе у Александра не сложилась. Он дважды оставался на второй год, не любил учиться, часто прогуливал уроки. Единственным его интересом был спорт – тот же футбол. Некоторое время Саша занимался боксом, гимнастикой. 


«Я сбегал с уроков, чтобы погонять в футбол. Игры эти обычно заканчивались дракой...»


Александр Збруев, по моему мнению, в юности был явным «хулиганом в законе». Уже в четвертом классе Саша был знаком со вкусом водки. Примерно в те же годы он приобщился к курению. В общем, был далеко не лучшим примером для подражания. В восьмом классе он вообще собирался бросить школу и пойти учиться в ремесленное училище. О карьере актера он даже и не думал. Но несмотря на «шпанскую жизнь», Александр Збруев жил в явной театральной среде. Семья жила на Арбате и вокруг были одни театры, поэтому Збруев часто посещал МХАТ, Театр Вахтангова и Малый театр. Его мать была актрисой, и его старший брат пошел по стопам матери. Поэтому в их доме часто бывали актеры.


«Они устраивали застолье, о чем-то спорили, горячо обсуждали театральные новости. Видимо, я впитал эту атмосферу и, когда пришло время, выбрал театр»


Жена Евгения Вахтангова, будучи знакомой с матерью Збруева, в домашних условиях приняла у него экзамен и была впечатлена талантом юноши. Впоследствии Александр Збруев в сопровождении уличной гвардии пошел сдавать вступительные экзамены в театральное училище имени Щукина. Збруев поразил всех своим талантом и поступил с первого захода. В студенческих спектаклях Збруев в основном играл толстых, хромых, старых и лысых персонажей.


Александр Збруев


Училище Александр Збруев закончил в 1961 году и  сразу же начал работать в Театре имени Ленинского комсомола в труппе Анатолия Эфроса. В годы совместной работы с Эфросом Александр Збруев сыграл много хороших ролей, но самая успешная  – это роль Марата Евстигнеева в спектакле «Мой бедный Марат». 


Збруев не ограничивал поле своей деятельности одним театром: он также снимался в кино. Первая его роль в кино – молодой парень Димка в фильме «Мой младший брат» (1962 г). Картина принесла Александру Збруеву признание зрителей. Одни из самых запоминающихся фильмов, в которых снялся Збруев, - это «Путешествие в апрель» (1962), «Пядь земли» (1964), «Чистые пруды» (1965).


Можно долго перечислять все фильмы с участием Александра Збруева, но самой, наверное, выдающейся картиной стал фильм «Большая перемена» (1972-1973). Именно благодаря роли Ганжи в этом фильме популярность Збруева выросла колоссально.


«Когда случилась "Большая перемена", все стали тыкать в меня пальцами: "Ой, Ганжа, Ганжа". Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем – Ганжа».


В 1973 году художественным руководителем Ленкома стал Марк Захаров. Збруев во время сотрудничества с Захаровым замечательно сыграл Хорию Мироновича в пьесе «Хорий», Клавдия в «Гамлете». Также Марк Захаров давал Збруеву роли в кино. Известны такие фильмы, как «Дом, который построил Свифт», «Убить дракона». В этих работах так же, как и в других картинах и спектаклях, Збруев стремится к простоте, ироничности и непосредственности.


Александр Збруев


Александр Збруев был довольно популярным актером, однако его почему-то недолюбливала власть, в лице которой были как государственные органы, так и руководство творческих союзов. Вероятно, объяснение этому было в сложном и непокорном  характере самого актера.


«Я никогда не был комсомольцем, в партии не состоял, из-за своих взглядов долго был не выездным. Однажды сыграл в картине “Кольцо из Амстердама”. Съемочная группа собралась на показ фильма в Голландию, а меня, исполнителя главной роли не взяли. Так что власть меня недолюбливала самого по себе, а не потому, что я сын “врага народа”»


За 1990-е годы Збруев снялся в десяти фильмах. Особое место занимает картина А. Кончаловского «Ближний друг», в которой Александр Викторович сыграл весьма необычную для его актерского имиджа роль - Сталина. В те же 90-е актер плодотворно работает в театре, примеряя на себя роль Сержа в спектакле «Школа для эмигрантов», Астлея в «Варваре и еретике» и другие не менее значительные роли. 


«Я счастлив, что играю именно в этом театре. Единственное, жалко, что у меня нет сейчас роли, которая бы заполнила меня, выжала душевно»


Александр Збруев и Олег Янковский


Несмотря на то, что Збруев не нашел еще своей «главной» роли, он всегда выражает свою глубокую любовь к родному театру, ведь это то самое место, где он может отдохнуть и найти в себе силы работать дальше.


«Я очень рад, что у меня есть “Ленком”. Это островок самообмана в большом мире иллюзий, абсолютно другой, непохожий на реальный мир. Когда я захожу в театр, будто попадаю на другую планету. Как только за тобой закрылись двери, и ты отделен ими от этого мира суеты и подлости»


В 1995 году Збруев решил попробовать себя в роли ресторатора. Александр Викторович открыл ресторан «ТРАМ», который расшифровывается как «Театральный ресторан актеров Москвы». Кстати, ТРАМ – это первоначальное название «Ленкома», которое переводилось как «Театр рабочей молодежи».


«Я люблю ТРАМ за то, что там практически не бывает посторонних людей, и очень рад, что наш ресторан полюбился многим известным людям. И я с удовольствием туда спускаюсь. ТРАМ – театральный ресторан, и присутствие там актеров – часть ауры. Сюда приходят артисты и зрители до и после спектаклей, здесь можно хорошо посидеть, поговорить, да и что там говорить – вкусно поесть»


Александр Збруев


Но несмотря на все перечисленные плюсы, ресторан закрыли. Збруев пробовал себя также в роли преподавателя: с 2000 года в течение четырех лет он преподавал курс в ГИТИСе.  Но, видимо, и эта роль к нему не прижилась, и он отказался от преподавательской деятельности.


 «Ушел. Потому что это очень ответственное дело и надо заниматься им вплотную, а так не получается. А просто сделать вид, что я веду курс... Зачем мне это нужно?»


Александр Викторович удивляет своей непосредственностью и простотой. Этот человек всегда идет с улыбкой по жизни - ему не страшны никакие неприятности.  Наверное, поэтому он в свои семьдесят «с хвостиком» пребывает в хорошей физической и профессиональной форме. 


 «Дело, наверное, в состоянии души. Можно быть стариком в 30 лет и не быть им в 70. Я чувствую себя таким же сорванцом, как мой герой Ганжа в “Большой перемене”. Очень помогает жить юмор. Если не найдешь в себе сил улыбнуться, когда со всех сторон сыплются неприятности, то можно просто свихнуться».



Дина Борисова



 

Рекомендуем

Внеземные существа Тильды Суинтон
Мир под призмой Джойса
«Феликс Петуваш. Полет над тернами»
Неизвестный Борис Лавренев
Легендарная японская пианистка Кейко Мацуи
Космос как предчувствие. Станислав Лем
«Как молоды мы были...»
Сказка о доме («Свет моей жизни» реж. Кейси Аффлек)
«Гений песни» Алексей Фатьянов
Ирина Токмакова. Своя