Ближневосточный колорит на сцене театра им. Е. Вахтангова
21 апреля на сцене Государственного академического театра имени Е.Вахтангова состоялся спектакль «Дорожные знаки» в рамках гастролей национального израильского театра «Габима». Спектакль открывали заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и министр интеграции Израиля Софа Ландвер. Оба государственных деятеля отметили высокую важность культурных контактов и тесную культурную связь между Россией и Израилем Почему именно театр Вахтангова стал площадкой для гастролей этого старейшего театра? Дело в том, что сам Евгений Вахтангов совместно с Константином Станиславским основали «Габиму» в далеком 1917 году, а в 1928 году театр переехал на территорию Палестины, еще до основания государства Израиль. С тех времен «Габима» стал национальным театром израильского народа и уже отметил свое 100-летие. Таким образом, национальный колорит театра переплелся с традициями российской театральной школы, что стало результатом рождения нового культурного феномена. Плоды творческого синтеза воплотились в театральных постановках «Габимы».
Спектакль «Дорожные знаки» в постановке режиссера Моше Кептена открыл гастрольную программу театра. Спектакль идет на иврите с российскими субтитрами, что дает возможность зрителю максимально проникнуться культурой израильского народа. Произведение повествует об исторической персоне – поэтессе и композиторе Наоми Шемер, которую по праву считают «первой леди израильской поэзии и музыки». Наоми является автором неофициального гимна Израиля "Йерушалаим шел заав" (Золотой Иерусалим). Однако незадолго до своей смерти она призналась другу, что в ее мелодии есть мотивы, заимствованные из народной музыки басков. Вокруг этого момента ее биографии и строится сюжетная линия спектакля. В спектакле присутствует прием инверсии: знакомство с главной героиней начинается для зрителя с ее появления в достаточно почтенном возрасте, на пороге смерти. Затем постановка направляет зрительскую аудиторию по волнам памяти героини. Параллельно развиваются несколько сюжетных линий. В каждой из этих линий Наоми предстает в разной возрастной категории. То мы видим юную девочку, которая отчаянно борется за свою мечту; то перед нами уже состоявшаяся личность, которая ищет свою любовь, попутно испытывая горести и разочарования; то на сцене появляется светская дама, устраивающая богемные встречи для элиты. Все это стороны одной и той же женщины, которая показана в спектакле не идолом, а настоящей женщиной, борющейся за свои взгляды и свое женское счастье.
История Наоми Шемер происходит на фоне знаковых исторических событий. Здесь и войны, и политика, и нелегкое становление израильского государства. Все это красной нитью проходит через жизнь Наоми Шемер, оставляя глубокий отпечаток в ее сердце. Хоть спектакль и не позиционируется, как музыкальный, в нем много музыкальных партий, которые блестяще исполняются актерами. Звучность и мелодичность исполнения создает приятную атмосферу. А некоторые коллективные напевы напоминают музыкальный стиль 50-60-х годов. Особый антураж создают декорации, погружающие в атмосферу южного города. Игра света способствует созданию определенного настроения: в зависимости от смысловой насыщенности эпизода меняется освещение на сцене. Для зрителя, малознакомого с историей Израиля и культурой израильского народа этот спектакль - потрясающий экскурс, позволяющий всесторонне ознакомиться с национальной гордостью этого государства.
Анна Некрасова
|
Рекомендуем |