Партнеры Живи добром

Ближневосточный колорит на сцене театра им. Е. Вахтангова


21 апреля на сцене Государственного академического театра имени Е.Вахтангова состоялся спектакль «Дорожные знаки» в рамках гастролей национального израильского театра «Габима». Спектакль открывали заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и министр интеграции Израиля Софа Ландвер. Оба государственных деятеля отметили высокую важность  культурных контактов  и тесную культурную связь между Россией и Израилем

Почему именно театр Вахтангова стал площадкой для гастролей этого старейшего театра? Дело в том, что сам Евгений Вахтангов совместно с Константином Станиславским основали «Габиму» в далеком 1917 году, а в 1928 году театр переехал на территорию Палестины, еще до основания государства Израиль. С тех времен «Габима» стал национальным театром израильского народа и уже отметил свое 100-летие.

Таким образом, национальный колорит театра переплелся с традициями российской театральной школы, что стало результатом рождения нового культурного феномена. Плоды творческого синтеза воплотились в театральных постановках «Габимы».


"Дорожные знаки"


Спектакль «Дорожные знаки» в постановке режиссера Моше Кептена открыл гастрольную программу театра. Спектакль идет на иврите с российскими субтитрами, что дает возможность зрителю максимально проникнуться культурой израильского народа.

Произведение повествует об исторической персоне – поэтессе и композиторе Наоми Шемер, которую по праву считают «первой леди израильской поэзии и музыки».   Наоми является автором неофициального гимна Израиля "Йерушалаим шел заав" (Золотой Иерусалим). Однако незадолго до своей смерти она призналась  другу, что в ее мелодии есть мотивы, заимствованные из народной музыки басков. Вокруг этого момента ее биографии и строится сюжетная линия спектакля.

В спектакле  присутствует прием инверсии: знакомство с главной героиней начинается для зрителя с ее появления в достаточно почтенном возрасте, на пороге смерти. Затем постановка направляет зрительскую аудиторию по волнам памяти героини. Параллельно развиваются несколько сюжетных линий. В каждой из этих линий Наоми предстает в разной возрастной категории. То мы видим юную девочку, которая отчаянно борется за свою мечту; то перед нами уже состоявшаяся личность, которая ищет свою любовь, попутно испытывая горести и разочарования; то на сцене появляется светская дама, устраивающая богемные встречи для элиты. Все это стороны одной и той же женщины, которая показана в спектакле не идолом, а настоящей женщиной, борющейся за свои взгляды и свое женское счастье.


"Дорожные знаки"


История Наоми Шемер происходит на фоне знаковых исторических событий.  Здесь и войны, и политика, и нелегкое становление израильского государства. Все это красной нитью проходит через жизнь Наоми Шемер, оставляя глубокий отпечаток в ее сердце.

Хоть спектакль  и не позиционируется, как музыкальный, в нем много музыкальных партий, которые блестяще исполняются актерами. Звучность и мелодичность исполнения  создает приятную атмосферу. А некоторые коллективные напевы напоминают музыкальный стиль 50-60-х годов.

Особый антураж создают декорации, погружающие в атмосферу южного города. Игра света способствует созданию определенного настроения: в зависимости от смысловой насыщенности эпизода меняется освещение на сцене.

Для зрителя, малознакомого с историей Израиля и культурой израильского народа этот спектакль - потрясающий экскурс, позволяющий всесторонне ознакомиться с национальной гордостью этого государства.  


Анна Некрасова



 

Рекомендуем

Экскурс в творческое наследие Алексея Балабанова
Орнелла Мути - «феминистка, которая любит мужчин»
Государственный музей Востока
К юбилею оркестра «Таврический». Интервью Михаила Голикова
Б.В. Дуров – инженер, режиссер, настоящий мужчина
Фёдор Толстой. Стихия творчества и войны
«Импровизационный БАТЛ. 4 на 4»
Монстры на острове («Конг: Остров черепа», реж. Джордан Вогт-Робертс)
День открытых репетиций Центра творческих проектов «Инклюзион»
Насилие в искусстве: от эстетизации к ужасу