Евгений Матвеев: «Я ищу кратчайший путь от сердца к сердцу» Человек удивительной судьбы, настоящего героизма и мужского достоинства — Евгений Матвеев. Он родился 8 марта 1922 года в небольшом посёлке Новоукраинка под Херсоном. Его отец покинул семью, когда Евгений был ещё маленьким. Детство было трудным, будущий артист брался за любую работу, чтобы как-то помочь матери. Однако именно трудности и потери сформировали его сильную мужественную натуру. Позже Евгений Матвеев скажет: «Я со слезами матери впитал уважение к женщине». Огромный оптимизм и любовь к жизни также проявились в нём с детства: Евгений надолго уходил в поля, наслаждался природой, слушал птиц, пытался им подражать. Тогда же он начал петь и сочинять песни, играть на балалайке. В родной деревне его даже прозвали «Женька-артист». Евгений Матвеев проявлял способности и в учёбе, даже перескочил два класса. Учителя, заметившие одарённого ученика, посоветовали его матери переехать в город ради продолжения учёбы сына. Так, Евгений с матерью оказались в Цюрипинске, где произошло то, что изменило всю его жизнь.
Это была любовь с первого взгляда, сильная и настоящая, и звали её театр. Именно после первого просмотра спектакля Евгений Матвеев понял, что хочет стать артистом. Он начал участвовать в самодеятельности, где пел, танцевал, даже показывал фокусы. А позже, оставив школу и получив благословение от матери, отправился в Херсон, где находилась профессиональная театральная студия. С 1939 года Евгений Матвеев начинает играть в херсонском театре, поначалу в массовке, затем получает небольшие роли. В одной из таких ролей — музыканта в спектакле «Бесталанна» — его заметил Николай Черкасов и посоветовал начинающему артисту ехать в Киев и поступать к Александру Довженко. Так он и сделал, окончив экстерном школу и получив аттестат. Но, к сожалению, Евгению Матвееву было не суждено надолго задержаться в Киевской киностудии – начавшаяся война уничтожила все планы. Врождённые мужество и благородство не подвели Евгения Семёновича и в этот раз: он копал окопы, создавал укрепления для города, находившегося под постоянными бомбардировками, и искренне собирался идти добровольцем на фронт, но был отправлен в Тюмень, в пехотное училище, где за отличную учёбу Евгения Матвеева оставили в должности преподавателя. Даже в тяжёлые годы войны, и во время работы в училище, он не забывал о своём истинном предназначении и продолжал заниматься театральным искусством. Например, занял первое место на конкурсе чтецов в Сибирском военном округе.
После окончания войны Евгений Матвеев не вернулся на родину, а остался в Тюмени, где поступил актёром в местный драматический театр. Настоящий красавец-мужчина, обаятельный, но в то же время сильный, Матвеев был просто создан для ролей настоящих героев. Здесь, на сцене тюменского театра, он воплотил образы Вани Земнухова из «Молодой гвардии», Черемизова в «Молодом лесу», Боровского в «За тех, кто в море». Последняя роль принесла ему долгожданный успех: Евгений Матвеев был удостоен за неё почётного приза и приглашён в Москву на Всероссийский смотр молодых театров. Успешные показы спектакля в столице открыли перед Матвеевым множество дверей. Предложения поступали от театров со всей страны, но свой выбор актёр остановил на труппе «Красного факела». Этот новосибирский театр называли вторым МХАТом — там творили многие талантливые режиссёры и артисты того времени. Основой работы коллектива, конечно, была знаменитая система Станиславского, с которой Матвеев познакомился именно в «Красном факеле» и остался верен ей навсегда. Период работы в новосибирском театре стал для Евгения Матвеева плодотворным и успешным, им было сыграно много интересных, разноплановых ролей. Все они отличались убедительностью. Но самой успешной ролью, которую можно назвать поворотной, стал Улдыс в спектакле по пьесе Яна Райниса «Вей ветерок!». После его показа на Матвеева вновь обрушились предложения, но теперь уже от ленинградских и столичных театров. В итоге Евгений Семенович принял предложение Малого драматического театра, старейшего в стране, и переехал в Москву. Его дебют в столице состоялся в роли Незнамова в спектакле по пьесе Островского «Без вины виноватые». Евгений Матвеев служил в Малом драматическом более 12 лет. За это время он воплотил на сцене самые разные образы, от Родона в «Ярмарке тщеславия» до Столбова в спектакле «Осенние зори». Постоянное желание совершенствоваться приводит Евгения Семёновича сначала в творческую студию Михаила Кедрова, ученика самого Станиславского, а затем в кинематограф, о котором Матвеев давно мечтал. Первой его ролью в кино стал образ Судьбинина в комедии «Доброе утро» Андрея Фролова. А уже к концу 50-х его копилка ролей заметно пополнилась. Удивительно, насколько изначально везло Евгению Матвееву на экране: почти все его роли были в фильмах-лидерах проката.
Несмотря на успех в кинематографе, Матвеев не оставлял театр. Период 50-60-х годов вообще можно назвать одним из самых плодотворных в его биографии. Тогда же он был и удостоен звания «Заслуженного артиста РСФСР». Ещё с юношеских лет Евгений Матвеев был поклонником романа Шолохова «Поднятая целина» и очарован его главным героем Макаром Нагульным. Естественно, как для актёра исполнение этой роли было для него пределом мечтаний. В Нагульном воплотились все те качества, которые были для Евгения Семеновича главными, определяющими настоящего человека и настоящего мужчину. Было ли это совпадением или благосклонностью судьбы, но вскоре Матвеев получил приглашение на съёмки «Поднятой целины». Правда, изначально режиссёр картины Александр Иванов предложил Евгению Матвееву роль Давыдова. Желание актера сыграть Макара Нагульнова было настолько сильно, что он просто не мог упустить этот шанс. Матвеев уговорил режиссёра дать ему шанс попробоваться на роль Нагульного, и эта проба произвела на всю съёмочную группу настолько яркое впечатление, что ни у кого не осталось сомнений в том, что именно Евгений Матвеев должен сыграть эту роль. Так, чередой совпадений и случайностей, превратностей судьбы и неудержимого движения к своей мечте появилась роль, ставшая не только одной из самых значительных для Евгения Матвеева, но и для всего отечественного кино. Говорят, ничто не даётся просто так, и за всё нужно платить. Так случилось и с Евгением Семёновичем. Во время съёмок «Поднятой целины» произошёл несчастный случай – артист упал с лошади. Серьёзно повредив позвоночник, Евгений Матвеев больше двух лет провёл прикованным к постели. О сцене можно было забыть навсегда. У любого человека, тем более актёра, полностью преданного своей профессии должны были опуститься руки, но не у Матвеева. Болезнь только раскрыла скрытый талант. Евгений Семёнович давно задумывался о режиссуре, но плотный график в кино и театре не позволял ему сосредоточиться на этом.
Именно полученная травма и лежачий режим заставили актёра начать изучать теорию режиссёрского искусства, постоянно читать, придумывать идеи, пробовать писать сценарии. Это стало его стимулом к жизни, пробудило желание встать с постели и осуществить то, что находилось у него в замыслах. Режиссёрским дебютом Евгения Матвеева стал фильм «Цыган», вышедший на экраны в 1967 году. Несмотря на то что он только недавно оправился от травмы, буквально только что встал с постели, Матвеев исполнил главную роль в своем фильме. Картина получила различные отклики, но в целом больше положительные. После первого успеха Евгений Матвеев полностью посвятил себя кино. Он смог утвердить себя как плодовитого, интересного и разнопланового режиссёра. Во многих картинах он снимался сам. Как однажды заметил Евгений Семёнович: «Я играющий тренер». Кроме того, продолжал он играть и у других режиссёров. Его картины и роли были неоднократно оценены почётными премиями, в том числе и зарубежными. Он также был избран академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Ещё одной гранью его таланта было преподавание. Евгений Матвеев вёл занятия во Всесоюзном университете кинематографии, занимался с начинающими артистами в Азербайджанской театральной студии. Несмотря на невероятную загруженность, он находил время для учеников.
В перестройку Матвеев переживал за российское кино. Как будто в ответ на захлестнувшие кинотеатры блокбастеры Матвеев на небольшой бюджет снимает пронзительную и удивительно искреннюю картину «Любить по-русски». Зрительский отклик был настолько ошеломляющим, что по просьбам и на средства поклонников было снято продолжение фильма. Но и после второй части письма с благодарностями и просьбами о новой части не прекращались. Так появилась заключительная часть трилогии, к сожалению, ставшая последней для Евгения Матвеева. В мае 2003 года Евгений Семёнович Матвеев был госпитализирован. Ему поставили страшный диагноз – рак лёгких. Меньше чем через месяц он скончался. Позже его дочь призналась, что для семьи и родных Евгения Матвеева это было настоящим шоком, они просто не знали, что он уже давно серьёзно болен. Он продолжал работать в полную силу, снимать кино, преподавать и любить жизнь, какой бы тяжелой она ни была. Елизавета Воробьёва
|
Рекомендуем |