Партнеры Живи добром

Геннадий Хазанов — артист, а не балагур


Почему самые талантливые мира сего — люди если не трагичной, то сложной судьбы? Неужели для того, чтобы человек достиг высот, его должен как минимум бросить отец? Подобный сценарий — своего рода предоплата за успех. Но как плательщику это понять, когда будущее столь абстрактно и иллюзорно, а от настоящего хочется волком выть? Чувствуют, понимают и борются. По крайней мере, последнее точно.

Судьба Геннадия Хазанова - наглядный пример противостояния гения с судьбой. Воспитанный матерью, он не знал отца, но в 11 лет был полон решимости его отыскать. К сожалению, встрече не суждено было случиться: актёр прожил с отцом в одном подъезде несколько лет, но узнал об этом лишь после смерти родителя. Согласитесь, даже специально такого фантасмагорического сюжета не придумаешь. С детства питавший нежные чувства к самодеятельности и театру, он несколько раз штурмовал театральные ВУЗы столицы, а в ответ получал лишь невыносимое: «У вас нет таланта».

геннадий хазанов

Мечту о большой сцене и полном зале Геннадий Викторович унаследовал от матери, Ираиды Моисеевны, которая, вопреки душевным порывам, окончила институт связи и всю жизнь проработала на заводе им. Ильича. Школьником Хазанов выучился игре на фортепиано, а затем обнаружил в себе талант пародиста: копировал известных личностей, одноклассников и даже учителей. Уже тогда, проявлявший пробивной и строптивый характер, мальчик однажды позвонил из учительской своему любимому актеру Аркадию Исааковичу Райкину, мол: «уж очень хочется на ваш спектакль попасть». В результате пятнадцатилетний Хазанов не только с небожителем познакомился, но и игру его наблюдал прямиком из оркестровой ямы, попросив место ближе к сцене. Но ни завидная решимость, ни занятия в театральной студии Марка Розовского не помогли Геннадию Викторовичу попасть в вожделенное закулисье. Названия и адреса ВУЗов менялись, а экзаменаторы были непреклонны, словно состояли в тайном заговоре. Даже в театроведы Хазанова не приняли — сказали: «вам бы на актерский». «Так скажите это им», — отшутился абитуриент со стажем. С первой попытки ему покорился МИСИ, им. Куйбышева — самое подходящее место для гуманитария-лицедея. Иной бы здесь заскучал, потерял всякую надежду, разуверился в своем таланте, и вперед, достраивать Москву. Но Хазанов и строительный институт умудрился превратить в мастерскую, в площадку для творчества: именно в МИСИ родился первый персонаж будущего артиста — студент кулинарного техникума,  практически превратившийся в амплуа.

геннадий хазанов

Во время очередного штурма Щукинского училища Геннадий Викторович познакомился с Александром Ширвиндтом, невольно решившим его судьбу. «Есть такое место,— поделился Александр Анатольевич,- туда берут всех, кто в ВУЗы экзамены провалил»Так Хазанов покорил не театральные, но эстрадные подмостки — поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, а по его окончании нашел себя как артист разговорного жанра. Тридцать лет эстрадной деятельности, балансирования между начальственным «осуждам-с» и зрительским «одобрям-с», заколдованная публика, отвечающая на актёрские искания разрядами смеха. Но Хазанову, видевшему себя артистом, а не балагуром, это всё далось непросто.

И Геннадий Викторович ушел в мир закрытый и непокорный, в театр, в постановки режиссера Леонида Трушкина, которые с успехом идут вот уже несколько сезонов на сцене Театра эстрады. Современный зритель сегодня знает другого Хазанова — актёра, на чьём счету роль Сталина и, быть может, по иронии судьбы, Аркадия Райкина. Хазанова — эмоционального, сопереживающего и справедливого члена жюри в проектах Первого канала. Хазанова — примерного семьянина (вопреки стереотипам о творческих людях, верен он не только сцене). Артисту, которому рукоплещут молодые преемники из Comedy Club. Счастливого человека, считающего, что жизнь лишена трагизма.

геннадий хазанов

Наверное, в этом нехитром правиле — не считать жизнь затянувшейся трагедией — и заключается ответ на вопрос: «Как добиться поставленной цели?». Жизнь по Хазанову – это ухабистый путь взлетов и падений, по которому ты должен идти, пока не растрачен потенциал, пока несколько невысказанных миру фраз теплятся где-то на донышке.



Ольга Степанян




 

Рекомендуем

Монолог режиссера. Миммо Калопрести
"Billionaire Italian Couture"-элитарность в деталях
Осязаемая реальность Эндрю Уайета
Донна Тартт. Американская писательница английских романов
Премия «Золотой Орел». Лучшим из лучших
Путешествие недели. Click по Португалии
Кино. Премьера. "Самый лучший день" Жоры Крыжовникова
Арнольд Шварценеггер - рельефный успех
Дело в шляпе: самые стильные мужчины современности
Сидни Поллак. Прагматик и идеалист