Георгий Менглет. Амплуа – «живая легенда театра»
Театр — особый мир, увлекательная, исключительная жизнь. С появлением и развитием кинематографа он не утратил своего значения. Билеты раскупаются, на премьерах аншлаги. Многие интеллигентные люди хоть изредка, но ходят в театр, не говоря уже о настоящих театралах, не пропускающих ни одного спектакля. Так существуют и актеры, отдавшие свою жизнь именно театру, а не кино. Для них живой зрительский отклик ценнее, чем холодный глазок камеры. Никакие посулы: слава или высокие гонорары - не могут повлиять на это суждение. Таким был актер Георгий Менглет.
В кино Менглет сыграл за всю жизнь всего около десятка ролей, большинство из которых - экранизации спектаклей, а в театре он создал более сорока образов. Причем так получилось, что в поиске «настоящего себя» артист менял несколько театров и пробовал себя в различных должностях. Государственный историко-революционный театр, Театр-студия под руководством Алексея Дикого, Большой драматический театр имени М. Горького, Театр им. Вахтангова принимали его как актера. В 1937 году Менглетом был основан Русский драматический театр в Сталинабаде (Душанбе), а в 1943 году он организовал и управлял Фронтовым театром Таджикской ССР до конца Великой Отечественной Войны. Затем до финала творческого пути и последних дней жизни Георгия Манглета его вторым домом был Московский Театр сатиры. И, конечно же, нельзя не вспомнить последнюю роль Георгия Павловича в спектакле «Скупой рыцарь» постановки Московского театрального центра «Вернисаж». Роль Барона была сыграна артистом за три года до смерти и удостоена награды первой премии за лучшую мужскую роль. Несмотря на то, что автобиографическая книга, написанная в соавторстве с Маргаритой Волиной, о жизни и творчестве актера носит название «Амплуа - первый любовник», Менглет - голубоглазый, харизматичный, с вечной обаятельной полуулыбкой и богатейшей мимикой - мог играть совершенно разные роли. За почти семьдесят лет творческой деятельности в арсенале артиста накопилось множество образов различной направленности: и осторожно-характерные, и явно комические, и социальные... Хотя ролей любовников в его карьере было и вправду много: чаще всего вспоминают Жоржа Дюруа из «Милого друга» Ги Де Мопассана, но были и другие — провинциальный щеголь Сергей из «Леди Макбет», Жермон из «Похищения Елены» и многие другие. Удивительно, но в реальной жизни Менглет не отличался любвеобильностью. Два брака, две любимые женщины, две жены: Валентина Королева и Нина Архипова. Обе актрисы по профессии. Обе абсолютно разные и по характеру, и по образу жизни.
С Королевой это было восхищение и обожание. Дочь артиста Майя, единственная продолжательница французского рода Менглетов, так и не смогла простить отцу уход из семьи. Майя Георгиевна Менглет проживает в настоящее время в Австралии, в свое время она прославилась ролью агрономши Антонины в культовом фильме «Дело было в Пенькове». В Архипову Георгий Павлович влюбился уже в сорокалетнем возрасте, у нее было два брака за плечами и трое детей. Это не помешало прожить им счастливо еще сорок лет. Менглету довелось жить и творить в очень непростое время — Отечественная война и послевоенное восстановление страны, смена режимов, целых эпох… Наряду с редкой, запоминающейся фамилией судьба подарила ему и другие составляющие успешной актерской карьеры - талант, приятную внешность и невероятную харизму. Георгий Павлович с честью выдержал творческий экзамен, длиною в жизнь, и остался в памяти интеллектуалов «живой легендой» театра.
Мария Игумнова |
Рекомендуем |