Партнеры Живи добром

Каратыгин. «Первый трагик» своего времени


Василий Андреевич Каратыгин (26.02.1802-13.03.1853) – российский театральный актер


Родился в исключительно «театральной» петербургской семье. Его родители, Андрей Васильевич и Александра Дмитриевна Каратыгины, - оба актеры, ученики Дмитриевского. Шестнадцатилетний Василий, отучившийся в Горном корпусе, был определен чиновником в департамент внешней торговли, где был удостоен первого офицерского чина. Служба не мешала ему участвовать в домашних спектаклях. Талант молодого человека был подмечен А.А. Шаховским, который «взялся образовать юношу актером» и воспитывал его «в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры». Гораздо большую пользу принесли уроки П.А. Катенина, не только продолжавшего развивать актерское дарование Каратыгина, но и познакомившего его с античной литературой и лучшими образцами европейской классики. 

 

Василий Каратыгина

   

Дебют Василия Каратыгина состоялся 3 мая 1820 года на сцене Малого театра в Петербурге. Молодой актер предстал в образе Фингала в одноименной трагедии В.А. Озерова и впервые сорвал аплодисменты. Успех и в других постановках (например, «Эдип в Афинах» Грузинцева) означал для трагика только одно: службу в департаменте придется оставить, потому что впереди огромный труд. Он поступил в казенную труппу Александринского театра и не покидал ее до самой смерти.

    

Публика восхищалась новой театральной «звездой». А.С. Грибоедов очень ценил мастерство Василия Андреевича и отмечал, что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в театр». А.С.Пушкин подарил актеру своего «Скупого рыцаря». Будучи гением классической трагедии, Каратыгин играл и роли из романтических произведений, которые начали входить в репертуар наших театров с 1828 г. Так, «Гамлет» с участием Каратыгина заставил расплакаться А.И. Герцена. Наступление господства «натуральной» эстетической школы означало, что трагик «переигрывает». Тем не менее, представляется не случайным, что именно он впервые исполнил роль Чацкого (1831г.) в «Горе от ума». 


Поколение декабристов по-прежнему видела в Каратыгине одним из театральных идеалов. По общепринятому тогда мнению, мастерство и талант Каратыгина могли сравниться лишь с Мочаловым. Его трудолюбие, разностороннее и доскональное изучение своих сценических образов приносили свои плоды. Каратыгин играл множество ролей, порой несовместимых по своим типажам и характерам. Лучшими его ролями чаще называют Гамлета, Отелло, Карла Моора, Людовика XI и Лейчестера из "Мария Стюарт".


Василий Каратыгина

     

Помимо актерской деятельности, Каратыгин занимался режиссурой, профессионально подходил к созданию костюмов для постановок. Нельзя не сказать и о его существенном литературном вкладе. Он сделал множество переводов и переделок французских водевилей и других драматических пьес. В. А. Каратыгин переложил в стихи комедию Загоскина "Добрый малый". Некоторые из его литературных работ были изданы («Двое за четверых», «Женатый философ»), другие по-прежнему входят в репертуар разных театров («Графиня Клара д'Обервиль»). 


В 1853 г. на похоронах артиста Брянского серьезно простудился, заболел и вскоре умер. Соболезнования его вдове, А.М.Колосовой, выразил сам император. «Первый трагик» был похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге. Но он был перезахоронен, и в наши дни его могила располагается в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.



Егор Паршин



 

Рекомендуем

«Всё равно в Одессе будет тесно…» («Одесса» реж. Валерий Тодоровский)
Хеди Ламарр. Красота и интеллект
Юрий Темирканов «Русский Тосканини»
Крёстный отец Голливуда: 12 подвигов Роберта де Ниро
Тернистый путь Ференца Листа к славе
Свобода
«Тотемы, мифы, образы» в Музее Востока
Праздник русской поэзии XVIII века
Пресс-конференция, посвящённая открытию X международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой
Казнить нельзя помиловать («Мавританец», реж. Кевин Макдональд)