Партнеры Живи добром

Легкий юмор «легкого» человека. Ефим Березин


Наступают холодные будни промозглой осени и морозной зимы. Дни становятся короче, вечера длиннее и уютнее, все спешат в свои теплые дома к горячему чаю и вкусному ужину, к своим родным и близким. Как известно, в зимний период тратится больше электроэнергии, очевидно, из-за просмотра телевизоров. Современные телеэкраны изобилуют занимательными comedy-шоу, юмористическими бенефисами и т.п. Однако, они не идут ни в какое сравнение с интермедиями Ефима Березина и его друга и коллеги Юрия Тимошенко – двух героев одной истории.

Ефим Березин
 
Ефим (Юхим) Березин Иосифович родился 11 ноября 1919 года в Одессе. Практически вся его семья была связана с искусством. Дедушка занимался музыкой, выступал с творческими номерами и обучал своих детей музыкальной грамоте. Отец, Иосиф Березин, работал капельдинером в Одесском цирке и мог пропускать своего сына бесплатно практически на каждое представление. Пристрастившись к подобным зрелищам, он очень хотел попробовать себя в роли циркача. Ему удалось это осуществить в первомайском школьном конкурсе, которым тогда руководила молодая актриса Одесского театра Октябрьской революции Ф. Шнайдер-Коршаковская. Уже к 10 классу Ефим Березин был удостоен звания лауреата конкурса школьной самодеятельности за исполнение роли самозванца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Тогда он и решил поступать в Киевский институт театрального искусства имени Ивана Карпенко-Карого. Произведения этого известного драматического писателя отличались живостью, цельностью характеров и хорошим грамотным словом. Удивительно, но именно такими качествами обладали выпускники этого института. Друг Ефима Березина Юрий Тимошенко был его одногруппником. Они сдружились на постановке капустника, в творческой дружеской атмосфере. Здесь они могли проявить свои способности в остроумии, вскоре став руководителями этим кружком. Тогда они почувствовали вкус эстрады и тягу к ней. В 1941 году Березин закончил режиссерский факультет и их, вместе с Тимошенко, направили в Ансамбль песни и танца Юго-Западного Фронта. Их отправляли в госпитали и на передовую; ценою собственной жизни они стремились вызвать у людей смех и улыбку, поднять боевой дух. Тематикой могли служить и ностальгические сценки обычной довоенной жизни, и темы, связанные с врагом и жизнью рядового солдата, его тяготами и заботами. При этом ни у кого не возникало сожаления на свой счет, все лишь набирались оптимизма и от души смеялись. 

Ефим Березин

После войны выступали в качестве конферансье в самом престижном в Москве театре Эрмитаж. Для интермедий Березина и Тимошенко разрабатывал текст сам Павел Григорьевич Григорьев (эстрадный драматург). В них звучали нотки злободневного юмора, актеры импровизировали очень ловко и умело, сочетая эксцентрику, буффонаду, гротеск и другие приемы сатиры. В это время были выпущены фильмы «Тарапунька и Штепсель под облаками» (1953), "Приключение с пиджаком Тарапуньки" (1955), «Ехали, мы ехали…» (1962). Удивительный образ советского человека, который создали Юрий Тимошенко и Ефим Березин, не приукрашает и не преуменьшает действительность, а показывает жизнь, как она есть. Они сделали приемом сатирического жанра даже язык двух главных героев: Березин говорил по-русски, а Тимошенко – по-украински. В Советском союзе никто и не сомневался в существовании братского языка, на котором друг друга можно понимать без перевода, транслируя это на всю многонациональную республику. В кинотеатрах и концертных залах собирались толпы людей посмотреть на новые постановки юмористического дуэта. В начале 1960-го года Березина и Тимошенко заинтересовали постановки ревю, в которых под музыку, обмениваясь репликами, они видели больше пространства для творчества и актерской импровизации. Примерно в это время им пришла мысль самим режиссировать программы и писать сценарии к фильмам. Так были сняты продолжения киносеансов о Штепселе и Тарапуньке, героях, которые стали живыми личностями, неотделимыми от самих актеров. В 1980 году умирает Юрий Тимошенко (Тарапунька), без него Штепсель уже был не тем потрясающим юмористом, видевшем юмор в толпе болельщиков, которые траурно шествовали после проигрыша любимой футбольной команды, или беззаботного гражданина, который передвигает вагон стоявшего поезда, чтобы не опоздать на собственный концерт. Много пережили вместе два героя Советской России. Одному Березину такого успеха не удалось бы добиться. В 2004 году Ефим Березин ушел из жизни… 


 Елена Зверева





 

Рекомендуем

Расписание 33 сезона Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Нью-Йоркская неделя моды: итоги
Владимир Немирович-Данченко – новатор русского театра
Почему оживают литературные персонажи. Иллюзия независимого агентства
Украсть за 105 минут («Гениальное ограбление», реж. Жауме Балагеро)
Николай Карамзин: «Где нет любви, нет и души»
Сто лет одиночества гения
«Я не представляю искусства без солнца» — Мартирос Сарьян
Кино. Премьера. "Чистое искусство"
Надежда Румянцева: Чарли Чаплин в юбке