Наталия Бессмертнова: от «Младшей Музы» до главной примы
«Три таких чуда в моей жизни: Павлова, Спесивцева, Бессмертнова… Спасибо Наташе, спасибо Родине…», - Серж Лифарь. Будущая прима Большого театра родилась в 1941 году в Москве, где и окончила хореографическое училище. Её семья не имела никакого отношения к театру, тем не менее совсем юной Наташе это не помешало покорить сердце ведущих балетмейстеров Большого театра, куда её взяли сразу же после выпуска из училища. Её внешние данные и неисчерпаемый творческий потенциал мгновенно завоёвывают всеобщую симпатию и право исполнять ведущие роли на сцене Большого театра. Бессмертнова является обладательницей поистине уникального стиля, во многом созданного ей самой. Она первая, кто в образе романтической балерины уделяет внимание не только технике, но и актёрской стороне. Если посмотреть фотографии, сделанные во время различных представлений, нетрудно заметить, насколько выразительным и одухотворённым всегда остаётся лицо Натальи. Недаром её вклад в искусство не ограничивается только живыми выступлениями: за всю свою карьеру она снялась в девятнадцати балетных фильмах, экранизациях таких постановок, как «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Спартак», «Жизель» и многих других. После гастролей по Англии балетные критики стали просто превозносить Бессмертнову, называя её «живой легендой», «величайшей романтической балериной ХХ века», непревзойдённой и по сей день. Джон Парсиваль, один из самых уважаемых английских критиков напишет о ней: «Бессмертнова стала одной из величайших балерин мира, утончённой, нервной, в высшей степени выразительной. У неё есть дар придавать простейшим движениям глубинный заряд страсти, и она воздействует всем своим телом, более того, может быть, всем своим существом. Она — фантастична». Бессмертнова стала первой исполнительницей многих партий, которые писал для неё муж Ю. Н. Григорович. Их творческий союз продлился до самых последних дней балерины, даже когда она покинула сцену в силу возраста и стала заниматься обучением новых талантов. Григорович боготворил свою супругу и всегда считал её своей музой. «Она родилась для того, чтобы танцевать», - говорил Григорович и был абсолютно прав. В 1976 году Н.И. Бессмертновой присваивают звание Народной артистки СССР, в 1986 она становится обладательницей Ленинской и Государственной премий. В 60-х Бессмертнова ещё раз подтверждает своё звание заслуженной балерины мирового уровня, получив первую премию на Международном конкурсе артистов балета в Варне и премию имени Анны Павловой в Париже. Наталия Бессмертнова отличается от многих советских балерин тем, что ей удалось сделать блестящую танцевальную карьеру длиной в тридцать два года. Всем известно, что быть примой на сцене – жить в мире жёсткой конкуренции, когда все вокруг только и ждут, пока ты сделаешь неверный шаг. Пожалуй, Бессмертнова составляла исключение из всех правил: она всегда по-доброму относилась к своим коллегам и старалась всячески помогать ученикам, когда уже вышла на творческую пенсию. Среди её друзей не только звёзды балета, но и оперы. Елена Образцова всегда восхищалась Натальей, очень часто приходила на её выступления и всегда называла Бессмертнову «Неземным существом», подчёркивая, что она является не просто балериной, а выдающимся художником, яркой и самобытной». В книге Поэля Карпа «Младшая муза», где собраны фотографии солирующих балерин со всего мира, особенно выделяется героиня Бессмертновой из «Жизели». Необычайно сложная, но красивейшая поза, в которой запечатлена прима русского балета, стала эталоном грациозности и артистизма и лучшее её исполнение принадлежит именно Бессмертновой.
Кадьян Татьяна |
Рекомендуем |