Партнеры Живи добром

Нина Ананиашвили. Успешна в профессии и в жизни


           «Сердце не стареет, сердце умирает» 

(бабушка Нины Ананиашвили)


Изумительной балерине, невероятно душевному человеку и просто красивой женщине Нине Ананиашвили 19 марта исполняется 52 года. Балерина находится в прекрасной форме, является художественным руководителем Грузинского театра оперы и балета им. З.П. Палиашвили, директором Хореографического училища имени В. Чабукиани, воспитывает дочь и чувствует себя на 27 лет, не больше. Является обладателем многих почетных наград, в том числе стала первой, кого наградили Российской Национальной премией "Триумф" за выдающиеся заслуги в области искусства хореографии, а также Государственной премией Грузии за выдающийся вклад в грузинскую культуру. Народная артистка Грузинской ССР (1989), народная артистка России (1995).


Нина Ананиашвили


Родилась Нино или, ласково, Нинико, в Тбилиси, в 1963 году. На родине её чтут и уважают. Она даже стала крестной мамой для младшего сына Михаила Саакашвили, когда тот еще был президентом Грузии. Собственно, по просьбе Саакашвили Нина и вернулась в Тбилиси, поднимать из руин Грузинский театр. В одном из своих интервью она вспоминает, что тогда, в 2004 году, она танцевала в Нью-Йорке. Неожиданно позвонили с просьбой приехать в Тбилиси и встретиться с Президентом Грузии. Её подхватили буквально с трапа самолета. Михаил Саакашвили, сделав предложение возглавить труппу, попросил «не говорить нет», после чего Ананиашвили ничего не оставалось, как согласиться, несмотря на то, что опыта на руководящей должности у неё не было. Дала себе три года. Решила, если не получится, то вернётся на сцену. Получилось. За три года было осуществлено 27 постановок. Было трудно. Театр находился в полном упадке, зарплаты артистам не хватало даже на проезд, и некоторые в целях экономии ходили на работу пешком. Михаил Саакашвили обещал финансирование, но еще целых два месяца труппа работала без зарплаты. Однако, Нина смогла воодушевить артистов, и работа закипела. Театр вырос, расширился репертуар. Правда, на сцену Ананиашвили все равно вернулась, т.к. спектакли без неё на тот момент никому не были интересны. 


Сейчас Нина Ананиашвили - лицо Грузинского театра. Знаменитостью в своём родном городе она стала еще с тех пор, как только уехала в Московское хореографическое училище.


А начинала Нино с фигурного катания в спортивной школе. Родители отдали её туда для укрепления слабого здоровья, часто болело горло. Нино успешно занималась. В 6 лет уже получила свой первый спортивный разряд, а в 10 лет стала чемпионкой Грузии в своей возрастной группе. Маленькие фигуристы, помимо коньков, занимаются еще и хореографией, чтобы развивать танцевальность. Первым педагогом по балету для Ананиашвили стала балерина Алла Двали. Она поставила ей «Умирающего лебедя» на коньках, которого Нина станцевала в 9 лет и сделала это так серьезно и проникновенно, что даже тренеры посоветовали родителям отдать девочку в балет. Маленькая Ананиашвили считала себя совсем как Майя Плисецкая, но менять коньки на пуанты особо не хотела. Однако её таки соблазнили образами принцесс в красивых платьях и самым настоящим театром. В Тбилисское хореографическое училище Нину приняли сразу, хоть она и опоздала на отборочный экзамен. Папа был против. Он не хотел подвергать свою девочку «шахтерскому» труду, а мама желала всем сердцем. Но спустя время именно папа стал самым ярым поклонником таланта своей дочери и буквально её летописцем. Он собирал все статьи, вырезки и фото о своей дочке-балерине. 


Нина Ананиашвили


Поступив в училище Нино сама «заболела» балетом. Природа наградила её всем: отличные данные, хрупкая фигурка, обаятельное лицо, актерский потенциал. Однажды в Тбилиси приехали педагоги из Москвы, которые обратили на девочку внимание и предложили переехать в Москву. Отец категорически был против отправлять младшую дочь одну так далеко. Но на помощь пришла бабушка Екатерина Андреевна, которая вызвалась сопровождать и поддерживать внучку в Москве. Ананиашвили попала в класс к Н. Золотовой, которая на первых уроках напутствовала своей новой ученице: "Ты уже натанцевалась, теперь пора учиться". 


Приезд в Москву сопровождался сопутствующими любому переезду трудностями. Снимали маленькую квартирку, зато напротив училища. Нино знала русский язык, но в Тбилиси училась на грузинском, поэтому с общеобразовательными предметами были трудности. Первое время получала одни двойки. Потом выправилась, но некоторые точные науки давались всё равно тяжело. Нино дружила со своей одноклассницей, представительницей известной фамилии Илзе Лиепой, с которой всегда сидела за одной партой. Илзе вспоминает, как на уроки химии Нина всегда приходила в жилете, снабжённом множеством карманов, куда были распиханы шпаргалки: в одном кармане щелочи, в другом кислоты, оксиды и т.п. Главное было-не запутаться. 


С самого детства Ананиашвили отличалась трудолюбием, исполнительностью и стойкостью к трудностям. Золотова стала готовить Нино на 10-й балетный конкурс в Варне (1980 г.). Как вспоминает Нина, с этим первым в жизни конкурсом все было не просто. Её отправили на него не за заслуги и успеваемость, а из-за интриги. С. Головкина – директор училища, - отправляла на конкурс свою ученицу Дудину, но боялась, что другая конкурсантка от училища её опередит. Поэтому стратегическим расчетом Головкиной было снять конкурентку и отправить вместо неё Нину, беря во внимание то, что за два месяца Ананиашвили просто не успеет подготовиться.  


Нина Ананиашвили


Готовили шесть вариаций и сольный номер. Наталья Золотова для Нино сочинила номер "Рубаи", что было отличным ходом, т.к. внешность Нинико очень сочеталась с восточной стилистикой танца. Несмотря на подоплёку, успех Нины в Варне был оглушительным. Она получила «Гран-при» и золотую медаль по младшей группе. После этой победы Золотова стала ещё требовательнее к своей ученице: "Один залп - это еще не канонада" - напутствовала она. 


В 1981 году - год выпуска - Нина участвует в Четвёртом Московском балетном конкурсе артистов балета. Выступает в младшей группе, но уже в паре с одноклассником Андрисом Лиепой. Их дуэт сложился еще в школьном спектакле «Коппелия». Они оба получили золотую медаль и были приняты в труппу Большого театра. Из рук Натальи Золотовой, Ананиашвили перешла в опытные руки педагога Большого театра Раисы Стручковой, которая стала для неё второй мамой. Ей, как близкому человеку Стручкова даже завещала свою квартиру. Училась также у легендарной М. Семёновой. 


Начала Ананиашвили с кордебалета – такие уж театральные законы. Танцевала в двойках и четверках, что было сложным, т.к. с детства она привыкла танцевать соло, а работа в тандеме с другими артистами требует особой сноровки, к которой нужно привыкать. Но вот ей выпадает шанс станцевать в спектакле А. Петрова "Деревянный принц" по замене, а потом очень быстро войти в образцовый классический спектакль "Лебединое озеро". На гастролях в Австрии она заменила заболевшую балерину. Первое своё «Лебединое озеро» она станцевала в 17 лет. Ей сопутствует успех, однако по возвращении в Москву выхода в этой партии приходится ждать ещё целый год.


Со Стручковой Нина готовится к пятому Московскому балетному конкурсу (1985), где она уже выступает во взрослой группе. Её партнёр опять Андрис, хотя изначально готовилась с А.Фадеечевым, но тот получил травму. У самой Нины тоже были проблемы с ногой. Подготовка была спешная, тяжелая, но, тем не менее, она снова получает золотую медаль. Но даже не это ценно для нее, а то, что во время этого конкурса она познакомилась со своим будущим мужем. Один из поклонников прислал в театр огромную корзину гвоздик. Она в то время лечила ногу, сидя дома. Цветы попросила раздать артистам, а карточку забрала, чтобы позвонить и лично поблагодарить. На том конце провода оказался тоже уроженец Тбилиси, которого она пригласила в гости. Через три года Гиа Вашадзе и Нина поженились. Он ухаживал долго и терпеливо. Вашадзе стал для неё не только мужем и опорой по жизни, но еще и импресарио, как Дандре для Анны Павловой. Образованный человек, знающий несколько языков, он предан жене и её искусству. Именно он всегда подстегивал Нину к работе. Даже после рождения дочери настоял на том, чтобы она вошла в форму и вернулась на сцену.


Нина Ананиашвили


Тем временем её репертуар в Большом театре расширяется. Ананиашвили танцует ведущие партии в основных классических балетах. В 1986 году - 3-й Международный балетный конкурс в американском городе Джексон, который в четвёртый раз сделал её золотой медалисткой. Снова она в паре с А. Лиепой. Они получили «Гран-при» и теперь их часто приглашают за границу. Как раз шло время перестройки, и пара могла беспрепятственно гастролировать. Их так и называли "дети перестройки". Обоих приглашают в New York City Ballet, где Нина и Андрис первые из русских танцуют Баланчина. Её работа в "Вариациях из Раймонды", «Аполлоне», «Симфонии До мажор» Баланчина была отмечена критикой и прессой очень высоко. Перед Ниной открыты двери всех ведущих зарубежных компаний: Ковент-Гарден, Шведский Королевский балет, Национальный балет Португалии, Финляндии, Гранд-балет Монте-Карло и др. Она танцует в Хьюстоне и в Бостоне, в Японии. Ананиашвили была первой русской балериной, которую Датский Королевский балет пригласил танцевать Бурнонвиля. Также она была приглашенной артисткой в Мариинском театре. С 1992 года Нина официально стала солисткой Американского балетного театра. Её репертуар ширится. На неё ставят балеты. В 90-х годах Алексей Ратманский специально на неё ставит "Прелести маньеризма" - балет, ставший новой вехой её творческой судьбы. Потом "Сны о Японии", "Лиа". С ними она много гастролирует.


В 42 года Нино рожает дочь Елену и вплотную занимается Грузинским театром оперы и балета, как уже было сказано, поднимая его с нуля. Она и сейчас успешно руководит им.  Помимо её заслуг в области танцевального искусства, Нина Ананиашвили ещё и редкой душевности человек, счастлива в браке, растит талантливую дочь, любит свою страну, но и с радостью приезжает в Москву, где она сложилась как балерина. Помнит и чтит своих педагогов, без которых ей бы было сложнее не только в профессиональном плане, но и в душевном. Она не только чувствует себя молодо, но и выглядит также. За день успевает очень много и готова делать больше.



Анна Галиева



 

Рекомендуем

Жаклин Дюрран: художник совершенства без запятых
Кино. Премьера. "Финансовый монстр"
Выставка «Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека»
Конец прекрасной эпохи («В ожидании варваров», реж. Сиро Герра)
Модный эффект Кары Делевинь
«Король моды» — Ив Сен-Лоран.
Дочки-матери и волшебные твари ("Малефисента: Владычица тьмы" реж. Хоаким Роннинг)
Первый Детский «Импровизационный БАТЛ» в Театре на Юго-Западе
Джордж Байрон: «Нет места мне на жизненных пирах»
Да будет RIFF! Открытие III Российско-итальянского кинофестиваля