Обзор фестиваля OPEN LOOK 2017
Танец как территория свободы. Вот и «закрыл свои двери» крупнейший в России фестиваль современного танца «Open Look», ставший уже знаковым событием для всех ценителей искусства и неравнодушных к пластическому театру людей. Каждый год платформа «Open Look» представляла на своей сцене как самых заметных мастеров мирового масштаба, «задумываясь» вместе с ними о хореографических веяниях и тенденциях, запросах зрителей и их симпатиях, ограничениях и возможностях человеческого сознания, так и молодых «одержимых», открывая планете новые имена. Восхищала зрителей пластикой тела не столько как физическим достижением, сколько духовным, переводя этот «иностранный язык души» в формат перформансов, свободных стилей, экспериментов. Танец как диалог с собой о самом важном. Как прорыв. Ломая все границы и сразу переходя на «ты», принес в этом году с собой мощную энергетику соучастия и единства. Похожести людей друг на друга. И не сексуально-красного, а ослепительно белого цвета Огня. Чистота явилась к нам во всем своем звездном сиянии. В смеющемся над собой по-детски Иване Угрине, добром и раздирающе наивном исследователе себя, задающем вопросы залу о том, кто он и что с ним происходит, искренне получающем удовольствие от возможностей своего тела, но оставляющем нас с комом в горле от сострадания после. В раздевшейся душой Алене Лежаевой, чей взгляд, полный женской боли, передавал состояние лучше, чем даже ее костюм из прозрачного скотча, в котором «Объект» исполнила свою партию игры в одиночество. В мистическом и невероятно страстном испанце Томасе Нуне. Не человеке, боге на сцене! Который представил сразу две своих работы – «До конца» и «Бездыханный». Последнюю из которых – шедевр – нужно проходить, на мой взгляд, в школе, в обязательной детской программе наряду с Моцартом, Горьким, Булгаковым.
«Никогда не смиряться» великого хореографа из США Роберта Мозеса была показана, на удивление, не на «разрыве аорты». А в бесконечном полете воздушной и величественной «птицы» Кристал Дон Белл, которая и спустилась, кажется, только для того, чтобы исполнить и улететь. Легкий, волшебный танец, сложнейшую программу. Самобытную и бесконечно талантливую. Бобу Дилану был посвящен спектакль «Дуновение ветра», в котором сочетались независимость и свобода, столкновение-легкомысленность, грубая реальность этого мира с вечной душой поэта. Хиппи и балет – в одном Саше Кукине, нашем российском хореографе. С нежным сердцем и сверхчувствительной «кожей».
Но были, к сожалению, и неприятные сюрпризы. Так, например, мировая премьера сюрреалистического спектакля «Мультфильм», сказки для взрослых, бельгийского «пианиста» Антона Лахки, в которого стрелять, конечно, неудобно – все-таки искусство (но очень хочется). Оставляет в полном недоумении и растерянности от того, как можно было так жестоко поиздеваться над классикой и над людьми. Всевластие демонов, заполонивших планету. Маски, маски, маски и желания удовлетворять свои самые основные потребности в еде и сексе – мысль понятна. Многослойность и неодноднозначность человеческой природы в выборе музыкальных композиций из различных эпох и жанров – мы это тоже любим. Но что хотел сказать автор, задавая резко-агрессивное начало, постоянно обрывая темп и ритм спектакля, не предлагая ничего, кроме уродства, «смазав» кульминацию и «питая» нас только пошлым юмором? О каком Начале и понимании самого процесса развития? Как чего-то грязного? Зачем нужно было хрюкать, «пукать» и выдергивать волосы из подмышек под великую оперу «Валькирия», например? В которой, если абстрагироваться от сюжета, Вагнер, по легенде, признавался в своей бесконечной преданности Земле от имени самого Неба. Для меня лично осталось загадкой. Наверняка автор преследовал какую-то глубокую философскую мысль, до которой я не доросла, и все бы мне объяснил, имей я возможность поговорить с ним с глазу на глаз. Например, про то, что это была провокация и попытка заставить людей посмотреть на себя со стороны. А великие произведения не что иное, как музыка души самого Создателя. Но возможности такой, к счастью, нет, а потому оценивать драматургию я решилась строго субъективно, справедливости ради, в дополнение, отметив блестящую актерскую технику. Она действительно была на высоте.
Еще одной мировой премьерой случился «Пензум» французской пары Жозефа Наджа и Жоэля Леандра. Двух ярких личностей – контрабасистки, импровизатора и композитора, одной из главных фигур новой европейской музыки Жоэль. И Наджа, поставившего более 30 спектаклей и объездившего с гастролями 50 стран, не раз бывавшего в России, где он дважды становился лауреатом «Золотой маски». Художники создали поистине «шекспировское» произведение своей точностью и бессмертностью. Не призванное удивлять, но тихо поражающее гениальностью. И тем более вызывающее уважение, что построено оно на дневниковых записях венгерского поэта начала двадцатого века Йожефа Аттилы, в которых рассказывается история о невозможной любви к своему психотерапевту. Драма неоднозначная и личная, ставшая вдруг близкой каждому, благодаря тому, что показана и через катастрофичность бытия, и бессмысленность, и жизнь как все-таки игру ума, какой бы жестокой она ни казалась. И только благодаря таким художникам, как эти сумасшедшие, мы можем наблюдать сегодня все многообразие красоты, не прибегая уже к словам. Но оставляя себе главное – суть. Покидая Новую сцену Александринского с трепетом и надеждой. Делая вывод, что «Open Look» – это уже фестиваль не про танец, это уже фестиваль про мечту.
Наталья Коршунова
|
Рекомендуем |