Партнеры Живи добром

Олег Ефремов. Жизнь – это театр


Жизнь Олега Ефремова прошла в стенах театра. Не сосчитать часов, которые он там провел в поисках актёров, новых пьес и самого себя. Этот человек никогда не боялся трудностей, потому что каждая преграда для него – это новая победа. Ефремов был не только великолепным актёром, но и талантливым режиссёром, которого по праву можно назвать легендой. Легендой театральной Москвы. Второго такого человека нет на всём земном шаре. И никогда не будет.


Олег Ефремов


Родился будущий актёр и режиссёр 1 октября 1927 года в Москве в семье далёкой от театра. Его юная жизнь протекала во дворах Арбата: он знал все улочки и повороты, каждый дом и каждую собаку. Ефремов всегда будет вспоминать Арбат с любовью и теплотой и говорить о нём часами - настолько родным стало ему это место.


Как и многих известных актеров, в театральную жизнь Ефремова привели друзья. Они были вовсе не простыми мальчишками с соседнего двора, а наследниками знаменитых фамилий: Вася, внук актера Александра Лужского, и Серёжа, сын Михаила Булгакова. Благодаря им он записался в драматический кружок, показывая неплохие задатки будущего актёра. Это заметил и сам Лужский. Он смог уговорить Олега сдать экзамены в школу-студию МХАТ, и Ефремов поступил. 


Окончив студию в 1949 году, Олег решил попробовать свои силы уже в самом театре МХАТа. Но педагогам чего-то не хватило, и ему отказали. Сказать, что артист был расстроен и опустошен – ничего не сказать. В тот момент приглашение из Центрального детского театра спасло положение. Там произошел и его актёрский дебют - роль Володи Чернышева в пьесе «Её друзья», и режиссёрский – спектакль «Димка-невидимка».

Проработав восемь лет, он успел всем показать свой невероятный талант. То, как он играл на сцене, по-настоящему захватывало каждого. Олег Ефремов погружался во всех своих героев и полностью проживал их жизнь. Помимо деятельности актёра и постановщика, Ефремов успевал быть педагогом в той же школе-студии МХАТ. Вокруг Олега, ярого последователя Станиславского, собрался определенный круг людей, которым были близки его идеи и взгляды на жизнь. Так образовался новый театр «Современник». 


Начался новый и серьезный этап в жизни Олега Ефремова и его студентов, в числе которых были Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие. Успех нового театра был не за горами, ведь на сцене ставились прекрасные спектакли, где играли не менее прекрасные молодые актеры. Впервые на суд зрителей была вынесена постановка «Вечно живые» по пьесе В. Розова (один из любимейших писателей Ефремова). Весь свой большой опыт он перенес из Центрального детского театра сюда. Ефремов очень много работал и старался сделать своё детище лучшим из лучших, пытался возродить ту «красоту», которую потеряли многие театры. Труппа стала настоящей семьёй: все решения они принимали коллективно и никак иначе. 


Олег Ефремов


Олега Ефремова зрители могли увидеть не только на театральных подмостках, но и на больших экранах. Самый первый фильм с его участием вышел в 1955 году под названием «Первый эшелон». Киноленты с невероятным актером выходили довольно часто, и он успел полюбиться простому советскому зрителю. Особую популярность ему принесли такие кинокартины, как «Берегись автомобиля», «Айболит-66», «Гори, гори, моя звезда» и некоторые другие. Но съёмки не приносили ему такое удовольствие, как репетиции в театре. Он всегда был предан только ему.


Всё когда-то заканчивается. Закончилась и «эпоха» Ефремова в «Современнике». Но он не ушел в никуда. Артист вернулся в любимый МХАТ, куда его пригласили, так сказать, «сверху» для восстановления потерянной репутации и интереса к театру. И Олег не смог отказаться. Он взялся за работу и посвятил ей всё своё время, ведь действительно было что исправлять и менять коренным образом. Свет в его кабинете горел 24 часа, семь дней в неделю.


В 1987 году прогремел скандал всесоюзного масштаба: МХАТ будет разделён. Многие были в ужасе от новости, не видя в этом смысла и правильности решения. Но Ефремов имел полностью противоположное мнение: «…Раскол всё равно был необходим, потому что неестественна труппа из двухсот человек — это уже не театр… В этом смысле всё, что произошло, правильно. Ведь не зря же мне пришлось в переполненный театр приглашать таких артистов, как Смоктуновский, Евстигнеев, Борисов, Калягин. То есть надо было создавать поколение, адекватное по талантам, творческим возможностям знаменитым мхатовским „старикам“. Иначе образовывался вакуум…».


Олег Ефремов


В результате театрального раскола Олег Ефремов стал руководителем Московского художественного театра имени Чехова. Вместе с новым театром возникла и новая проблема: Ефремов не знал, какие спектакли ставить, так как не мог найти современного драматурга, чьи произведения могли бы восхищать и интересовать как Ефремова, так и театральную публику. В итоге театр показывал классику: «Горе от ума», «Вишневый сад», «Борис Годунов», «Три сестры» и т. д. Аудитория особенно была в восторге от спектакля «Три сестры» с новым видением Ефремова. Критики прекрасно отзывались: «Все прежде виденные «Три сестры» не помешают воспринимать этот спектакль, как впервые, взволнованно и чутко к мелочам, интонациям, ко всему, что творится на сцене».


24 мая в год начала нового столетия великий Олег Ефремов умер. Единственное, что он не смог победить – это болезнь лёгких. Но несмотря на боль, он продолжал отдавать всё своё время и силы любимому делу. Такой любви и преданности невозможно было встретить ни в одном человеке. Все его близкие и родные, зрители и критики будут помнить его подвиги, его нескончаемое упорство, его смелость и одновременно скромность. Он навсегда останется нашей легендой.



Полина Непомнящая



 

Рекомендуем

О предстоящем турнире M2M RUSSIAN OPEN 2015
Кино. Премьера. "Сила воли"
Федор Петрович Толстой. История о том, «как в одном русском человеке соединилась вся Академия Художеств»
Георг Фридрих Гендель. Музыка в веках
11 причин поехать в Бергамо
Итальянский комиссар Микеле Плачидо
FollowTheFabrika. Шестой этап
Можно ли прожить без любви?
Всеволод Мейерхольд: последний парад революционера
Кино. Премьера. "Большой и добрый великан"