Партнеры Живи добром

Месть от кутюр («Круэлла», реж. Крэйг Гиллеспи)

"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures

Жила была в сельской Англии 1950х маленькая девочка Эстелла (Типпер СайфертКливлэнд) вместе со своей мамой Кэтрин (Эмили Бичем) и не хотела быть как все. Грубые и невоспитанные одноклассники её обижали, а она вместо того, чтобы послушно терпеть оскорбления, колотила их в ответ. Руководство школы не понимало порывов девочки и предпочитало не разбираться, а наказывать — до тех пор, пока в один прекрасный день её не исключили мама её не забрала. День воистину прекрасный, ведь после этого Эстеллу повезли в Лондон. Однако где прекрасное, там и ужасное: по дороге мама зачем-то решила заехать на странную вечеринку в мрачном особняке на скале над морем, куда явно не стоило заезжать. Короче говоря, осталась Эстелла сиротой и вынуждена была спасаться бегством. Но, как известно, нет худа без добра — в Лондоне она всё же оказалась. И только успела вырасти, как грянули 60–е. И вот тут Эстелле с её врождённым дефектом настоящей суперспособностью, чёрно–белыми волосами, и тягой ко всему экстравагантному, уже было где развернуться.


"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures



Если завязка «Круэллы» кажется вам смутно знакомой, то вам не кажется. Новый диснеевский злодейский байопик даже не пытается скрыть свою генеалогию, а во многом ей бравирует. История непонятой миром гениальной бунтарки–изгоя, которую все видели уже примерно 100500 миллионов раз? Пожалуйста, иронично–язвительный закадровый голос с эффектом отстранения идёт в комплекте. Детство на лондонских улицах в компании мальчишек–карманников как в романах Диккенса? Получите, распишитесь. Даже образ главной злодейки (нет, не Круэллы, ведь она здесь героиня), жестокой и властной хозяйки модного дома Баронессы фон Хеллман в исполнении эффектнейшей Эммы Томпсон, кажется, в общих чертах списан с уже ставшего легендарным персонажа Мерил Стрип из «Дьявол носит Prada».


И здесь, в общемто, нет ничего удивительного. Корпоративный подход Disney в том и заключается, что готовый студийный продукт — всегда результат безошибочного кастинга и точного подбора проверенных компонентов. Так и в «Круэлле» среди целых пяти сценаристов можно найти как создательницу вышеупомянутого «Дьявола» Алин Брош МакКенна, так и, например, автора «Фаворитки» и «Великой» Тони МакНамару. Именно поэтому сольник самой стильной диснеевской злодейки идеально встраивается в актуальный жанр «кино о сильных женщинах», где-то между псевдосказочной диснеевской же «Малефисентой» и хулиганской «Тоней против всех». К слову, от последней здесь не только режиссёр Крэйг Гиллеспи, но и Пол Уолтер Хаузер в роли трогательного и обаятельного толстяка–тугодума Хораса. 



"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures



При таких исходных данных «Круэлла», наверное, и не могла выйти другой. Но сценаристам необходимо отдать должное: сценарий с таким блеском, дерзостью и иронией обыгрывает сюжетные штампы и цитаты, что диву даёшься. Даже больше: это, наверное, вообще самый удачный и — не побоимся этого слова — оригинальный из диснеевских саморемейков. И это несмотря на многочисленные обязательные реверансы в сторону классического мультфильма 1961 года, где Стервелла де Вилль впервые была явлена миру, и Гленн Клоуз — дважды заслуженную Круэллу (1996, 2000) — в качестве исполнительного продюсера.


Потому что эпатаж здесь побеждает сентименты. Понятное дело, с оговорками, потому что Disney — увы и ах — не позволяет Круэлле действительно делать шубы из далматинцев и лишает её возможности пропагандировать курение с помощью неизменного аксессуара, элегантного мундштука («о чём вы, ведь нас смотрят дети»). Однако в остальном для Disney это действительно прорыв. Мир фильма Гиллеспи ни разу не чёрно-белый, и здешние герои, несмотря на весь гротеск и карикатурность, вовсе не однозначны. По сути, перед нами история жестокой дуэли двух одержимых блистательных женщин за место под светом софитов. Обе отчаянно жаждут внимания, только одна уже выходит в тираж, а во второй как раз просыпается инстинкт убийцы. Обе Эммы здесь великолепны, но Томпсон, которой позволено куражится на полную катушку, без какой бы то ни было необходимости изображать драму, так просто растворяется в образе Баронессы до самозабвения.



"Круэлла".  Источник: Walt Disney Pictures



Эстелла/Круэлла тем временем карабкается из грязи улиц на самый верх мира моды, и свингующий Лондон 60–х/70–х становится для неё идеальным фоном — кажется, лучшего места для рождения помешанной на моде бунтарки–психопатки и не придумаешь. Эта экранная столица глэм– и панк–рока вовсю ревёт песнями Bee Gees, The  Doors, Deep Purple, The Clash, Blondie и даже протяжно озвучена I`m Feeling Good Нины Симон. Помимо оригинальных композиций Николаса Бриттела мелькнёт за кадром даже Smile Чарли Чаплина – кажется, специально для того, чтобы усилить и без того напрашивающиеся параллели с «Джокером» Тодда Филлипса. Но тем не менее сборный саундтрек, на который явно ушло дохрена немало денег, задаёт ритм всему фильму; «Круэлла» несётся на всех парах, ни разу не сбавляя оборотов. Ближе к концу вымышленный байопик и вовсе превращается в фильм–ограбление, а в некоторые моменты к тому же сильно смахивает на очень дорогое и стильное музыкальное видео (здесь немало длинных планов и головокружительно эффектных пролётов камеры).


"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures



Этот готический видеоклип выдержан в чёрно–бело–красных тонах, и даже второстепенные герои здесь появляются в отпадных нарядах; главные же — в исключительно сногсшибательных. Костюмы к «Круэлле» не просто поражают воображение — практически у каждого из 80–ти (!) нарядов, сшитых двукратной лауреаткой «Оскара» Дженни Беван («Безумный Макс: Дорога ярости», «Комната с видом») есть свой реальный прототип, в диапазоне от классики Dior 50–х до Александра Маккуина, Вивьен Вествуд и Джона Гальяно. Естественно, модная битва между Круэллой и Баронессой, от показа к показу, от раута к рауту — это противостояние не просто двух героинь, но полярных стилей, эпох и мировоззрений. Эпатажная дерзость против элегантной классики — до боли знакомый и, что ни говори, вечный сюжет. Но Круэлла идёт ещё дальше и как будто становится также первой акционисткой, по сути предвосхищая искусство перформанса и хэппенинга: спит в витрине, поджигает на себе платье, приезжает на показ мод на мусоровозе, а один раз просто превращает демонстрацию нарядов в незаконное уличное шоу.



"Круэлла". Источник: Walt Disney Pictures



Всё потому, что улицы — её родная стихия, и даже став новой иконой стиля, она, похоже, не собирается об этом забывать. Искусство же, кроме таланта, как известно, требует наглости, изобретательности и умения красть 
— а всего этого у Круэллы с избытком. К счастью, и создатели «Круэллы» ни разу не скупятся и не ставят перед собой цели оправдать все дерзкие и незаконные выходки своей героини в угоду жанру семейного кино. И на выходе получается слегка сентиментальный, но всё же великолепный, а местами даже и ослепительный, двухчасовой выплеск разрушительной творческой энергии. Предельно стильный, почти болезненно пышный и обманчиво безжалостный.




«Круэлла» — во всех кинотеатрах с 3 июня.

Иван Цуркан


 

Рекомендуем

Премьера спектакля «ПРЕВРАЩЕНИЕ» в Театре им. Вахтангова
Габриэль Гарсия Маркес «Вдохновение приходит только во время работы»
О том как "Бродячая собака" ушла в историю
Мастер-классы по кузнечному ремеслу
Кино. Премьера. "72 часа"
«Неделя старинной оперы» в Театре имени Наталии Сац
Голиаф Чаплина
"Чужой" среди своих. История франшизы
Религия для голодных («Основатель», реж. Джон Ли Хэнкок)
Денис Мацуев: "Когда я играю больше, то лучше себя чувствую"