Партнеры Живи добром

Русский балет – это Марина Семенова


Жизель, Одетта, Золушка, Эсмеральда. Легендарная наставница Майи Плисецкой, Надежды Павловой и Николая Цискаридзе. 12 июня родилась Марина Тимофеевна Семенова, самая «царственная» балерина советской сцены. В этом году ей исполнилось бы 108 лет.

Марина Семенова – это 73 сезона в Большом театре. Это только ведущие роли в Петербургской «Мариинке». Это череда оглушительно успешных спектаклей в Париже. Это десятки самых ярких и талантливых учеников, которых она научила той «героической грации», присущей ей одной. Это 86 лет балетного стажа. Это весь русский балет.

«Большевики не хотели спонсировать буржуазное искусство, – рассказывает Николай Цискаридзе. – Балет мог навсегда исчезнуть из Советской России. Но в 1925 году, по счастливому случаю, большевистские комиссары пришли именно на тот концерт, где солировала Семенова. И остались до глубины души очарованы ее талантом, женственностью, изящными выверенными движениями. Только тогда решено было: балету – быть!»

«Она была богиней для нас, – делилась в своем интервью великолепная Майя Плисецкая, самая известная ученица Марины Тимофеевны. – Лучше Семеновой не танцевал никто. Только ей одной я подчинялась беспрекословно».

Многочисленные ученики блистательной примы гордо зовут себя «Семеновским полком» и трепетно хранят воспоминания о каждом дне, проведенном у станка под ее руководством. Цискаридзе вспоминает, как в Большом театре сломались лифты, а Марина Семенова пешком поднялась на четвертый ярус, чтобы вести занятия. Тогда ей было 95 лет.

Семенова с Цискаридзе.jpg

Поразительно! Но поразительна вся биография великой балерины.

Будущая артистка родилась в Петербурге, в небогатой многодетной семье. Будучи одной из шестерых детей, Марина едва ли могла рассчитывать на «богемную» жизнь и на творческую профессию. Но, к счастью, судьба распорядилась иначе: одна из знакомых семьи Семеновых всерьез увлекалась балетом и пригласила юную пластичную девушку в свою танцевальную студию. Тут-то талант будущей примы и стал очевидным, и в возрасте десяти лет Марина Семенова поступила в хореографическое училище Петербурга.

Судьбоносные повороты снова сопровождают балерину. В приемной комиссии училища за нее вступается однофамилец Семенов, Виктор Семенов, солист Мариинского театра. Он убеждает комиссию принять на обучение гибкую обаятельную девчушку, и вскоре он и она уже в качестве партнеров кружат перед зрителями Академического театра Оперы и Балета. Чувства вспыхивают не только на сцене – Семенова выходит замуж за своего самого первого наставника.

Тем временем карьера Марины стремительно разгоняется и несется вперед, все сметая перед собой. Не зря ее называют «балериной Победы», сравнивают огонь ее танца с недавно грянувшей революцией, ставят во главу всего советского балета, который при ней источает ту же мощь, что и набирающее силу новое «красное» государство. «Семенова воплощает собой всю неисчерпаемую жизненную энергию великой страны», – пишут о ней газеты.

«Царица балета» исполняла только ведущие партии. Она стала первой в истории классического балета в России, кого сразу же взяли на главные роли, минуя кордебалет. Семенова примерила на себя все образы, о которых только могут мечтать балерины. Это и Одетта-Одиллия из «Лебединого Озера», и принцессы Золушка и Аврора, и Маша из «Щелкунчика», и Царь-Девица из «Конька-Горбунка». Она побывала даже Панночкой из «Тараса Бульбы» и Лизой из «Барышни-Крестьянки». А ее бесподобную Жизель навсегда запомнили во Франции, куда Семенова ездила гастролировать.

На фоне этого оглушительного успеха прогремел очередной «выстрел» судьбы. Переехав их Петербурга в Москву в 1930 году, Марина познакомилась со Львом Караханом, своим вторым мужем. Он занимал весьма и весьма видный пост – заместитель наркома иностранных дел СССР. Впоследствии Карахана будут судить как «врага народа» и расстреляют, а на Семенову падет тень «политической неблагонадежности». Ей запретят выезд из страны. В театре начнут «смещать» с главных ролей. Говорят, в те времена на балерину даже писали доносы. Те самые люди, с которыми она каждый день репетировала, выходила на сцену…

Тем не менее, отказаться от своей героини Советский Союз не мог. Благодаря Семеновой, ее огненной мощи, ее пробивной силе и исключительному таланту отечественная школа балета была лучшей в мире, советское искусство танца стало известно далеко за пределами СССР. И вот в определенный момент Марина Семенова торжественно сошла со сцены, чтобы передать свое мастерство новому поколению.

Семенова с учениками.jpg

9 июня 2010 года легендарной советской артистки не стало. Свой балетный класс в Большом театре она передала Николаю Цискаридзе, который учился у примы 11 лет. Пока жив российский балет, уникальные традиции, что сложились при Марине Семеновой, никогда не будут забыты. Достаточно просто ввести ее имя в поисковую строку YouTube и увидеть количество просмотров. Проверьте сами. И обязательно нажмите «воспроизвести». Обязательно.


Елизавета Вохминцева


 

Рекомендуем

Исследователь человеческих страданий. Шарль Бодлер
Испанская чаровница, Мадридская Мадонна или просто милая Пе
Кино. Премьера. «В сердце моря»
«Русская Ундина» Руслана Коршунова
Памятник Шерлоку Холмсу — самому знаменитому лондонцу
Уильям Моррис: эстетика и гармония жизни
Он заставит вас поверить в чудо
Михаил Жаров — от опричника до сельского философа
Гала-концерт «Оперный Бал Елены Образцовой». Не в память, а в честь.
Концертное исполнение оперы Г. Доницетти «Дочь полка»