Партнеры Живи добром

Театр и Революция: обновление эстетики


Революция в нашей стране коренным образом изменила все сферы жизни, будь то политика, экономика или культура. На смену старым устоям пришли диаметрально противоположные. Меняются идеалы, представления, восприятие окружающего. Трансформируются ценности и приоритеты. Обновленной интеллектуальной мысли должна соответствовать и культурная жизнь, а что лучше театра может отразить этот бурный процесс перемен? Именно тогда искусство превращается в один из механизмов формирования сознания широких масс, а театр, как никто другой, становится проводником идеологии. Наиболее ярким примером того, как проявились принципы и тенденции революционного направления, стал Московский Театр Революции, название которого уже подчеркивает радикальный настрой.

Новоиспеченный культурный очаг расположился в живописном здании бывшего театра «Парадиз», построенного Константином Викторовичем Терским и украшенного Федором Осиповичем Шехтелем (проект фасада здания – одна из ранних работ архитектора). В свое время «Парадиз» прославился как «Интернациональный театр», где давали спектакли деятели с мировым именем, как, например, труппа Мейнингенцев, Венская оперетта, на сцену выходили Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен. Однако после бурных событий 1917 года гастроли знаменитостей прекратились, и в начале 20-х (с 1920 по 1922 года) в здании разместился Театр революционной сатиры Давида Гутмана, заложившего фундамент и агитационное начало будущего Театра Революции. Годом основания самого театра Революции считается 1922, когда было принято постановление президиума Московского совета, а художественным руководителем назначен Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Великий и ужасный Мейерхольд, уже в это время выдвинувший свою программу «Театрального октября», в которой выступал за политизацию театра, сразу же определил курс творчества. «Задачей театра является широкое социальное и культурное воспитание массового зрителя, расширение его революционного сознания в духе коммунистической эпохи, выявление нового, коммунистического миропонимания и нового быта через создание присущих театру живых и обогащающих образов», - гласил лозунг.

театр им Маяковского

В репертуаре появились новые темы, которые раньше никак не освещались, а порой даже противоречили идеологии. Павел Александрович Марков, театральный критик и историк театра, отмечает, что предреволюционная исполнительская программа была в основном сконцентрирована вокруг индивидуальных взаимоотношений: «Темы ревности и любви, взятые в окружении буржуазного быта, служили содержанием предреволюционного театра, а легкие салонные комедии и трогательные драмы — его основой». Внимание нового театра было приковано к сегодняшнему дню, а не к абстрактной реальности, к проблемам, порожденным революцией, но изобразить настоящую жизнь на сцене на первых порах мешало отсутствие соответствующей драматургии, в литературе на тот момент пока не появились яркие драматурги-современники. Поэтому режиссеры отдавали предпочтение классике, но пересматривали ее на новый лад, искали настроения, соответствующие их времени, как бы проводя параллели с событиями прошлого. Изменилось представление и сценическая обстановка – театр Революции отказался от археологического подхода, когда с педантичной точностью воскрешалась обстановка, уделяя особое внимание быту и декорациям, отпал и прием «стилизации». Один из новых приемов – это использование единой сценической площадки, не меняющейся на протяжении всего действия, за исключением некоторых деталей. Она должна передавать настроение и образ спектакля в целом.

Последующий руководитель театра – Алексей Попов – попытался синтезировать основные течения советского театра. Будучи учеником Художественного театра и в то же время впечатленный Мейерхольдом, он выступал за физическое раскрепощение актера при этом не отказываясь от его внутренней психологической наполненности. Опыты театра Революции – это первые попытки создания принципиально нового исполнения, оформления сцены, это новый репертуар, темы для изображения. Его влияние на историю отечественного сценического искусства бесценны.


Анна Дякина




 

Рекомендуем

«Импровизационный БАТЛ. Федеральные игры»
Вчера. Сегодня. Завтра. Дела музейные?!
КоммерсантЪ. «В стране не хватало порядка – газета его создавала»
Айдар Гайнуллин о Ростроповиче, мировой музыке и своём первом международном фестивале!
Игрушечный мир («История игрушек 4» реж. Джош Кули)
Крупная рыба. 71 год Алексею Рыбникову
Русские типы Боклевского
День рождения ЦДМ на Лубянке
Жизнь Йоко Оно Леннон как американские горки
Мужские подарки. Что подарить человеку, у которого всё есть?