Партнеры Живи добром

ТРАМ, здравствуйте!

Здорово, братишки,

Здорово, комса! 

Затягивай песню на все голоса!

Стоим у станков 

Мы всегда по утрам,
 
А вечером наша нагрузка— 

Трам

Закончилась война, прогремела революция, в Москве в 1927 году по инициативе московского комсомола открыли ТРАМ – театр рабочей молодежи. Первый ТРАМ был основан в Ленинграде в 1925 году как альтернатива устаревшему буржуазному академическому театру, идеологически чуждому рабочему классу. Искусство было подвергнуто переосмыслению, искались новые формы выражения идей, визуальные решения, опыты и эксперименты. В частности, была задумана новая форма общественной самодеятельности, позволяющая совмещать работу и досуг, развитие личности и идеалы коммунизма – непрофессиональный театр для всех. После головокружительного успеха Лентрама «трамизм» охватил Москву, Баку, Пермь, Ростов-на-Дону, Харьков.

Изначально, актер ТРАМа – непрофессионал, агитатор, трудящийся, современный граждански активный представитель молодежи, а сцена – трибуна, с которой может самовыражаться каждый.

Режиссеры и критики, близкие к Пролеткульту, стремились к «орабочению» уже существующего академического театра, продвижению талантливых участников драмкружков в ряды профессионалов. Отсутствие специальной подготовки у молодых исполнителей вдохновляло режиссеров и руководителей трамовского движения. Театральную «неиспорченность» трамовцев даже рассматривали как их преимущество, так как это означало свободу от разного рода штампов и стереотипов, открывало дорогу к выработке нового уникального стиля выступлений.

98005.660xp.jpg

В Москве ТРАМ сначала обосновался в особняке на Малой Дмитровке, построенном в 1907 году архитектором Ивановым-Шицем для Купеческого клуба. Еще до революции в этом здании в стиле модерн собирались любители театра, деятели культуры и искусства, ставились спектакли. Но и к 1927-му творческая атмосфера все равно там сохранилась. Поначалу, ТРАМ действительно был полупрофессиональным, но уже через несколько лет стало очевидно, что уровень мастерства актеров значительно вырос, и играли там не только зарисовки на злобу дня, но и нестареющую классику.

ТРАМЫ были популярны безумно. Они брали своей доступностью, понятностью, контактом со зрителем, зрелищностью, масштабностью, революционным пафосом и идеологией о светлом будущем. Тем не менее привлечением профессионалов к делу можно было установить приемлемый уровень актерского мастерства и сохранить определенные, не противоречащие политике партии, традиции.

В 1930-м режиссером и заведующим литературной частью ТРАМа был Михаил Афанасьевич Булгаков, а музыкальной – Исаак Дунаевский. В 1938 году с присуждением театру имени Ленинского Комсомола и неподражаемым Иваном Берсеневым во главе, он перешел на качественно новый уровень и окончательно закрепился в списке популярнейших театров Москвы и страны. В 60-х в Ленкоме, засияла «плеяда Эфроса» - великие советские актеры: Валентин Гафт, Лев Дуров, Антонина Дмитриева, Александр Збруев, Михаил Державин, Юрий Колычев, Всеволод Ларионов, Александр Ширвиндт, Ольга Яковлева.

Не обошлось и без гонений и упадков, но театр со сложной, почти столетней историей, выстоял и радует зрителей до сих пор. ТРАМ, впоследствии Ленком, история того, как театральное искусство, подгоняемое политикой, через ряд метаморфоз шло к зрителю, сделало огромный крюк по пути, но больше приобрело, чем потеряло.

 

Мария Логвинова




 

Рекомендуем

Занимательная археология Стивена Спилберга
Триумф Алисы Фрейндлих
Фильм «Шапито-шоу». «Есть много ремиксов, а песня – одна».
Выставка в РНБ к Международному дню детской книги и к 190-летию со дня рождения Жюля Верна
Величие Халка Хогана
«Ушедший караван». Концерт классической иранской музыки
Бесконечное сегодня («Зависнуть в Палм-Спрингс», реж. Макс Барбаков)
Сергей Довлатов: «Я пытаюсь вызвать у читателя ощущение нормы»
Взрывная шпионка («Красный воробей» реж. Френсис Лоуренс)
На его спектакли шли, как на Серова, выламывая двери. Юрий Любимов