Вечная классика с легким оттенком современности: спектакль «Отцы и дети» в Театре Олега ТабаковаПостановка романа «Отцы и дети» на театральных подмостках – весьма непростая задача для современного режиссера, ведь в большинстве своем зритель хорошо знаком с произведением, а значит, его ожидания относительно предстоящего показа довольно высоки. По-своему к трактовке романа подошел режиссер К.Богомолов. В его постановке мы видим и бережное отношение к сюжету произведения, и авторские вставки современного толка. Константин Богомолов – один из самых известных режиссеров театра и кино. На его счету спектакли в лучших театрах столицы (Московский театр студия п/р Табакова, РАМТ, Ленком, МХАТ и другие). Отношение к этому режиссеру в обществе достаточно противоречивое: одни считают его гением, другие - провокатором. В любом случае, его работы – это всегда яркие и неординарные события в культурной жизни нашей страны. Одним из таких событий можно назвать постановку «Отцы и дети» на сцене Московского театра-студии п/р Табакова. Премьера спектакля состоялась 30 марта 2008 года, и вот уже более десяти лет зритель имеет возможность посетить это замечательное представление в условиях камерной сцены на Чистых прудах. Эта камерность способствует единению актеров и зрителя и особому восприятию происходящего на сцене действа. В отличие от некоторых других работ Богомолова, в данной постановке нет ничего провокационного. Сюжет не претерпел серьезных изменений и отражает основные мысли, заложенные в него великим писателем. Однако, несомненно, присутствуют и режиссерские вставки: в реальности XIX века звучат отголоски XX и даже XXI века. В спектакле мы слышим голос советского телеведущего: «говорит Москва...», герой Павла Петровича (Андрей Смоляков) смотрит фильм с Аль Пачино на большом экране, а героиня Фенечки (Яна Сексте) на коньках в конце спектакля в манере Алисы Фрейндлих из «Служебного романа» в ответ на слова одного из героев произносит известную фразу: «Прекрасный тост!». Данный режиссерский прием позволяет приблизить произведение к реалиям современности, чтобы показать публике, что в сущности ничего не меняется. Нигилизм и сейчас присутствует в современном обществе. Только он приспособился и стал еще более жестким и лишенным романтизма. Режиссер не забывает и о разрядке атмосферы с помощью юмористических моментов, которых в спектакле предостаточно. Особенно забавным представляется эпизод, где герой Аркадия Кирсанова (Андрей Фомин) знакомится с Катей Одинцовой (Наталья Костенёва). Анна Сергеевна Одинцова (Олеся Ленская) просит Катю спеть Аркадию. Катя с нелепой прической начинает басить какую-то деревенскую песню в манере частушки, чем вызывает недоумение Аркадия и невероятный восторг зрителей. Ей вторит ее тетушка (Аркадий Киселев), чей внешний вид (размалеванное лицо и красные следы от банок на спине) смешит зрителя до слез. Потрясающе в спектакле представлена работа сценографа Ларисы Ломакиной. Действие спектакля преимущественно происходит в трех локациях (Кирсановых, Одинцовой и Базаровых). Каждое пространство неповторимо и передает черты его обитателей. Дом Кирсановых, как ему и полагается, аристократичен и хорошо обставлен. Владения Одинцовой отражают ее скуку и богемные настроения. Чего только стоит алое помещение, где его владелице слуги приносят кальян и делают массаж ног. Дом же Базаровых – это скромная обстановка, вероятно, типичная для жизни земского врача того времени. Все актеры спектакля невероятно органичны в своей игре. Хотелось бы обратить внимание на некоторых из них. Герой Базарова (Евгений Миллер) именно таким и представляется в произведении Тургенева. Своей игрой актер придает еще большую остроту и современность своему образу. Анна Сергеевна Одинцова (Олеся Ленская) в постановке Богомолова кажется более богемной, яркой и раскованной, нежели чем в оригинале. Фенечка (Яна Сексте) предстает в более комичном образе с легкой примесью деревенской неотесанности. Она то нежна и трепетна к своему ребенку, то размахивает им залихватски, словно тряпичной куклой. Павел Петрович (Андрей Смоляков), как и должно, предстает в виде отборного аристократа. В его образе, помимо изысканных костюмов, присутствует маленькая деталь в виде серьги в ухе. Его появление на сцене, так же как и его уход, невероятно харизматично и эффектно. В конце спектакля герой, с полуулыбкой на лице, обращенной в зал покидает сцену. В целом спектакль притягивает глубокой проработкой сценического пространства, талантливой игрой актеров и интересными режиссерскими решениями. После просмотра остаются яркие впечатления и желание вновь перечитать и переосмыслить произведение великого писателя. Анна Некрасова |
Рекомендуем |