«Я лег на сгибе бытия, на полдороге к бездне». В театре «ВелесО» премьера по В. ВысоцкомуПрозаический опыт Владимира Высоцкого небольшой, и о нем сейчас мало кто вспоминает. Всего несколько коротких произведений, одно из которых «Дельфины и психи». Повесть была написана в 1968 году и впервые опубликована за границей под названием «Жизнь без сна», современное заглавие появилось гораздо позже в самиздате. Произведение относится к условному циклу творчества Высоцкого, посвященному теме сумасшествия. Повесть «Дельфины и психи» была написана Владимиром Семеновичем под впечатлением от пребывания в психиатрической больнице, которую он сам называл «алкогольной». Однако это далеко не реалистичные записки-наблюдения. У автора вышла абсурдная фантасмагория, наполненная аллюзиями к гоголевским «Запискам сумасшедшего» с элементами советской фантастики и сатиры. В рамках художественного пространства Высоцкий рассуждает о тонкой грани между тем, что общество условно обозначило как норма и безумие. Об отношении людей друг к другу, к животным, к месту, где они живут и к порядку, в котором они вынуждены жить. «ВелесО» предлагает порассуждать на эти темы в рамках спектакля-похода. Определение постановки – это и движение, и пластичность идеи. Переживание эмоций здесь и сейчас, под небом именно этого дня. Оно, к слову, в этот день было прекрасным. В театре позже расскажут, что каким-то чудом в дни их спектаклей погода всегда налаживается. Какое хорошее слово «чудо» - никаких неловких пауз в разговоре и не очень литературных многоточий в статьях… Драматизм повествования начался задолго до первых строк Владимира Высоцкого. Актеры ждали зрителей у первого вагона электрички на Финляндском вокзале. Все вместе отправились в театр. Поездка проходила весело: разговоры, стихи, песни. Актеры примеряли на себя первые маски и образы, а зрители, наоборот, избавлялись от своих. Ведь в театре предстояло воспринимать и чувствовать, оставив размышления привычными категориями остающимся позади городским пейзажам. Сценическое пространство – лес, ручьи, воображаемые дельфины и реальные лошади, кошки и взмывающие в небо птицы. Мысли Высоцкого и Алексея Фролова рассыпятся на фоне мерцающего света заходящего солнца словно осколки в калейдоскопе. В этом «зазеркалье» зрителю придется разглядеть все грани размышлений о нашем непростом мире. Заглянуть внутрь героев, обитателей сумасшедшего дома. Не является ли их внутреннее безумие отражением того внешнего хаоса, который творится в мире? Пускай нормы и парадигмы времен Высоцкого давно уже сменили наши, современные – это еще больше подчеркивает их зыбкость и непостоянство. Среди всего этого создатели будут оголять то важное и ценное, что не зависит от постулатов времени, политического строя и религиозных воззрений. Правду, которая защищает от огня, делает воду живой, а душу человечной. Возможно, иногда «сумасшествие» – единственный путь к свободе. И так ли оно тогда абсурдно?
Спектакль, начинающийся на железнодорожном вокзале, Высоцкий-драматург, то ли лошади, то ли дельфины на импровизированной сцене – однако грань снова не пройдена. «ВелесО» продолжает оставаться, в первую очередь, драматическим театром, несмотря на отсутствие привычных театральных постоянных. Новый спектакль дает понять, что случайных высказываний здесь не будет. Каждое «слово» будет нести в себе частицу того мироощущения, которыми живут создатель театра «ВелесО» и люди к нему причастные. Как там было в одном из стихотворений Владимира Семеновича? «Некий чудак и поныне за Правду воюет» … Елена Кавлак
|
Рекомендуем |