Жизнь Гарри Гудини - фокус, который не превзойти
В 2014 году на телеэкраны вышел сериал "Гудини" с Эдрианом Броуди в главной роли. Сериал повествует о невероятно интересной жизни иллюзиониста Гарри Гудини, раскрывает секреты некоторых его легендарных трюков и приоткрывает занавес в личную жизнь. Как и полагается, сериал приближен к исторической правде. Как все было на самом деле нам, потомкам, остается только предполагать. Все-таки, человек жил давно и профессиональные секреты свои раскрывать не желал. Из всей своей жизни Эрих Вейс - таково настоящее имя фокусника, делал одно большое шоу, дабы интерес к его личности не ослабевал. Даже после смерти Гарри Гудини не отпускал внимание публики еще чуть меньше полувека. Умер он 31 октября 1926 года. В день, когда ему исполнилось бы 100 лет, должно быть вскрыто письмо, в котором великий мистификатор откроет секреты своих трюков посмертно.
Так он завещал. Весь журналистский мир с нетерпением ждал приближения заветной даты, последователи Гудини делали ставки, кому же ближе всего удалось подобраться к разгадке секретов его мастерства. Все уважающие себя печатные издания на эту дату оставили место для сенсационного события. Оставалось только ждать, когда объявится хранитель завещания, т.к. ни кто это, ни в каком отделении банка хранится письмо, известно не было. Все это событие было окутано тайной, которая так и осталась нераскрытой.
Позже, те же журналисты, которые, возможно, хотели таким образом скрыть разочарование, вынесли вердикт, что никакого завещания на самом деле не существовало. То был очередной фокус «короля магов».
По части фокусов Гудини был мастер, превзойти которого мало кому удалось, если только частично. В его деятельности удачно сочетались мастерство, ум, изобретательность, чуткость, предприимчивость, наблюдательность, трудолюбие и усидчивость. Плюс - многолетний опыт, который он начал приобретать еще с ранних лет. Родился будущий Гудини 24 марта 1874 года в городке Аплтон штата Висконсин в набожной семье, где чревоугодие, естественно, каралось и конфеты запирались на ключ. Но, для будущего великого Гудини замки не были преградой. Несмотря на то, что отец регулярно менял засовы, маленький Эрих быстро научился с ними справляться. Еще одной его страстью были часы. Их мальчик любил разбирать и заново собирать, причем, они продолжали ходить.
Проделывая трюки с засовами, Гудини упивался не столько добытыми сластями, сколько восхищением в глазах своих младших домочадцев. Это подвигло его на мечту работать в цирке и стать знаменитостью. Он фактически был одержим своей страстью и не пропускал ни одного выступления заезжих циркачей. Он настолько внимательно следил за фокусами, которые показывали на арене, что через некоторое время, благодаря своей усидчивости и упорности, добивался высокого мастерства исполнения. Первое его выступление состоялось в передвижном цирке Джэка Хефлера, которому он предложил свою кандидатуру. Гудини удивил Хефлера трюком, в котором, будучи подвешенным вниз головой, каким-то невероятным образом, собирал булавки и иголки при помощи ресниц и бровей. Его номер пользовался популярностью, но цирк уехал, а Гудини остался.
В 11 лет он решил оставить школу и продолжить образование в тех областях, которые пригодятся ему в карьере иллюзиониста. Для этого он стал учеником в слесарной мастерской, где досконально изучает механизмы всех замков и даже придумывает отмычку, способную открыть любой из них. Параллельно тренируется с картами и лентами, но больше всего внимания уделяет своей физической форме. Впоследствии он развил свои способности настолько, что мог складываться пополам, выворачивать суставы и самостоятельно вставлять их на место, раздувать и сдувать мышцы, что позволяло ему выпутываться даже из самых крепких пут.
В 16 лет им была куплена книга "Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанная им самим", которая и сделала из него Гудини. Т.е. свою фамилию он позаимствовал у автора в качестве псевдонима, а имя Гарри взял у другого американского иллюзиониста Гарри Келлара. Первые шаги Гудини делал вместе со своим братом Теодором на всевозможных ярмарках и выставках. На одном из таких мероприятий он познакомился с будущей женой Беатрисой Ранер - Бесс. Очень скоро она вытеснила Теодора и заняла прочное место ассистентки Гудини. По некоторым сведениям, брату Гудини очень не повезло. Во-первых, ему теперь пришлось пуститься в самостоятельное плавание в мире иллюзионистов, а во-вторых, он лишился еще и невесты, т.к. Бесс изначально числилась за ним. Так или иначе, но Беатрис, именно для Гудини стала идеальной женщиной, на фоне которой он, несмотря на маленький рост, выглядел исполином (она была около 150 см). На протяжении их долгой совместной жизни супруги выработали свой язык общения, который помогал им избегать крупных ссор. Например, при очередной ссоре Гарри уходил из дому, и чтобы вернуться, закидывал в окно свою шляпу. Если шляпа возвращалась обратно, значит, жена еще не остыла, и муж снова отправлялся гулять до следующей попытки.
Гарри Гудини всегда стремился мистифицировать свою личность и окружал себя ореолом таинственности, но после смерти своей матери, которую он долго не хотел "отпускать" и после многих тщетных попыток связаться с ней через медиумов, он понял, что это все блеф чистой воды, и что все, так называемые, медиумы такие же ловкачи, как и он. Только хуже. Поэтому Гудини яростно принялся разоблачать обманщиков-спиритов, приходя на их сеансы в сопровождении переодетого в штатское констебля, за что приобрел много врагов. Однако, возможность существования потусторонних сил он не исключал до конца, поэтому, чтобы шарлатаны не воспользовались его именем посмертно, дал жене специальное кодовое слово, по которому та могла бы определить, действительно ли его дух вышел на контакт или это все происки спиритов, наживающихся на бедных вдовах.
Но это уже потом, а пока он пытается найти средства к существованию, чтобы прокормить себя и, хоть и маленькую, но, все равно, желающую есть жену. За выступления ему платят мало. Гудини даже готов продать секрет своего коронного трюка с освобождением за двадцатку, но это никому не интересно. Тогда в нем просыпаются задатки талантливого пиарщика, и Гарри предлагает шефу чикагских детективов освободиться из городской тюрьмы, будучи скованным наручниками и запертым в карцере. Для этого события он заручился вниманием журналистов и фотографов. Правда, его триумфальное освобождение не произвело фурора, т.к. пронырливые журналисты узнали, что это посещение тюрьмы у четы Гудини не первое и иллюзионист, конечно же, успел сделать слепки ключей. Тогда Гарри Гудини бросил новый вызов, предложив тот же трюк, но в голом виде, дабы все могли убедиться, что ему негде спрятать отмычки. На этот раз удивление было неподдельным и Гудини завоевал доверие. Секрет подобных освобождений, которые были у Гудини в каждом городе, и, которые усложнялись от раза к разу, крылся в том, что он все же прятал отмычки, но в невидимых взгляду местах. Так, например, у шпагоглотателей он научился трюку проглатывать привязанную к зубу отмычку и потом с помощью горловых мышц извлекать ее наружу. Выходил из запертых дверей камеры он всегда одетый, а в Вашингтоне, где он выбирался из камеры убийцы президента Гарфилда, он еще и остальных узников поменял местами.
Был Гудини с визитом и в московской Бутырской тюрьме в 1903 году. Говорят, именно в России он овладел каким-то удивительным секретом, который не раскрывал никому. В чем суть секрета, так и осталось неизвестным. В упомянутом сериале описан его визит к царской семье и личное знакомство со всеми Романовыми. Гудини там демонстрировал свой мистический дар медиума, сумев исполнить желание, написанное на клочке бумаги, о котором маг знать, как предполагалось, заранее никак не мог. В действительности же Гудини проделал подобный фокус с президентом Рузвельтом (к тому времени уже бывшим), когда возвращался из Европы в Америку по воде. Путешествие было долгим, и Рузвельт с радостью ответил на предложение Гудини совершить спиритический сеанс. Он и другие участники написали на бумажках вопрос "духу". Гудини попросил президента вложить свой вопрос между двух грифельных досок. Не успел Рузвельт раскрыть доски, как на них уже был начертан ответ: красочная карта с указанием определенного места. Вопрос звучал так: "Где я провел Рождество", а карта указывала именно это место- район Южной Америки, куда несколько месяцев назад президент ездил с экспедицией, о чем готовилась к выходу статья в одной из газет, где у Гудини был знакомый, который, в свою очередь, и снабдил его нужной информацией. Гудини предположил, что президент может задать подобный вопрос, а для пущей уверенности, как бы невзначай, для написания вопроса подсунул в качестве твердой поверхности Рузвельту книгу, под обложкой которой была копировальная бумага. В общем, сплошная ловкость рук, конфиденциальная информация, добытая вовремя, и строгий расчет сделали трюк Гудини ошеломляющим. По прибытии в Америку его встречали с почестями, ничуть не меньшими, чем президента.
Еще один трюк, снискавший ему славу был очень простым в исполнении - "Прохождение сквозь стену". Стену строили на глазах у публики настоящие каменщики, которые утверждали, что сделали ее честно. Гудини же стены не трогал, а пролезал через открывающийся люк под ней, при этом ковер немного провисал, но этого никто не мог увидеть, кроме работников сцены и других людей, находящихся за кулисами, из-за чего Гудини не мог выполнять этот фокус на протяжении долгого времени, боясь быть разоблаченным раньше времени.
Что касается освобождений из оков, тут Гудини был непревзойденным мастером, из года в год совершенствуя свое мастерство. Он навешивал замки посложнее, завязывая узлы покрепче. В связанном виде он выбирался из емкостей с водой, из цистерн с молоком (где были двойные стенки, т.е. фактически в молоко он не погружался, а находился во внутренней емкости), из смирительной рубашки, будучи подвешенным вниз головой на небоскребе. Ему все было нипочем, ведь путем долгих тренировок он научился задерживать дыхание под водой на целых три минуты. Но, не все трюки давались ему легко. Некоторые чуть не стоили жизни. Так, однажды, в рекламных целях Гудини устроил очередное представление с освобождением. Дело было в Детройте, где публика с нетерпением собралась на мосту, предвкушая, как великий фокусник вынырнет из воды освобожденным.
Гудини стоял на краю моста, раздетый и в наручниках, готовый прыгнуть. Вот только за ночь вода замерзла и пришлось бурить прорубь. Но мага это не остановило, и он был готов дать народу зрелищ. Прыгнув под лед, Гудини как обычно, быстро освободился, но вот только его унесло течением и прорубь скрылась из виду. Над ним был сплошной беспросветный лед. Воздух закончился, стало страшно, но самообладание мастера не оставило, и он успел сообразить, что между кромкой льда и водой должна быть воздушная прослойка, куда он и направился за спасением. Теперь он мог дышать, оставалось только не замерзнуть. Но вот он увидел брошенную веревку по ту сторону льда и поплыл в поисках ее конца. Таким образом, он с триумфом вышел из этой почти фатальной ситуации. Позже он признался жене, что было страшно. Да и вообще, сам Гудини главным своим достоинствам считал именно умение бороться со страхом и не терять самообладания. Однажды, когда его заживо похоронили в шестифутовой могиле, он на минуту поддался обуявшему его страху и чуть не наглотался земли, но все же взял себя в руки и выбрался наружу.
Гудини не боялся совершать рискованные трюки и в погоне за славой забирался даже на высоту небоскреба, а вот смертельный удар от судьбы получил внезапно и рукой одного поклонника-студента, по совместительству боксера. После своей лекции в Монреале по разоблачению шарлатанов-спиритов, в гримерке он встретился с жаждущими его внимания студентами, один из которых интересовался, правда ли маэстро может выдержать удар в живот без последствий. Пока Гудини говорил "правда" и собирался поведать, за счет чего (а ему надо было подготовиться к удару и напрячь пресс), студент, не дожидаясь разъяснений, нанес ему серию ударов в живот. Гудини испытал резкую боль, но не желая подмочить репутацию, виду не подал. Не жаловался он и позже, скрывая резкие боли, которые довели его до больничной койки. Оказалось, что в результате удара разорвался аппендикс и случился острый перитонит. Ему отвели для жизни не более 12 часов. Жизнелюбивый Гудини не торопился отходить в мир иной и прожил еще неделю, лишний раз воспользовавшись возможностью убедить публику в своих сверхспособностях.
Анна Галиева
|
Рекомендуем |