50 оттенков Ван ГогаВинсент Ван Гог – грандиозная и удивительная фигура в мире изобразительного искусства – не был понят современниками, заработав репутацию сумасшедшего художника, но получил мировое признание уже после смерти. Сегодня творческое наследие Ван Гога, без преувеличения, является великим сокровищем мировой живописи. Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года на Юге Нидерландов в семье протестантского пастора. Всегда задумчивый и серьезный Винсент был своенравным ребенком со странным характером, почти не играл с другими детьми. «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…», – вспоминал Ван Гог. В колледже Виллема II, Винсенту легко даются иностранные языки и рисование. Однако, в 16 лет он бросает обучение и возвращается в родительский дом. Даже не помышляя о живописи, он устраивается в крупную художественно-торговую фирму, где достигает определенных успехов в дилерском деле. Его работа предполагала почти ежедневный контакт с произведениями искусства – посещение музеев и крупных выставок. Ван Гог смотрел на картины Франсуа Милле, Жюля Бретона и не знал еще, что достигнет больших успехов на их поприще. Проработав около 7 лет, Винсент теряет интерес к работе – буржуазное общество, полное лицемерия и циничности, было ему ненавистно: «У искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В надежде пойти по стопам отца – Ван Гог обращается к Библии и с 1876 по 1878 годы, он в разное время работал школьным учителем, был помощником пастора и продавцом книг, прошел курсы проповеди и наконец, разочаровавшись в обучении – уехал на работу миссионером в бедный шахтерский район на юге Бельгии. Пол года он помогал больным, читал Писание неграмотным, проповедовал и делал графические зарисовки шахтерской жизни. Однако и на этом пути у Винсента не задалось – вскоре он был отстранен от должности проповедника, что стало для него серьезным психологическим ударом. Ван Гог обращается к живописи, чтобы хоть как-то уйти от действительности. Брат Тео советует ему серьезно заняться искусством и помогает поступить в Брюссельскую Академию Изящных искусств. Но через год он бросает учебу, решив, что быть хорошим художником можно и не имея таланта – нужно только усердно работать. Удивительно, что Ван Гог всерьез посвятил себя живописи только к 30 годам. Он уезжает из тесных, душных городов и перебирается поближе к природе в нидерландскую провинцию Дренте. В этот период Ван Гог ощущает свой долг перед миром за прожитые на Земле годы, и картины – это то, чем он готов отплатить. В раннем творчестве Ван Гога чувствуется влияние стихов Элиота и рассказов Диккенса – на картинах в преобладающей темной гамме – мрачные деревенские пейзажи, сцены тяжелой крестьянской жизни. В середине 80-х годов, Ван Гог пишет целую серию этюдов – «Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Крестьянка» (1885), «Едоки картофеля» (1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885) – это были первые «серьезные» картины Ван Гога. Интересно, что человеческие фигуры во многих картинах уподоблены природе, а природа напротив – напоминает человека. «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру» –так Ван Гог сформировал собственное представление о пейзаже. Осенью 1885 года, Ван Гог вынужден покинуть полюбившийся ему Дренте из-за конфликта с местным пастором. Он уезжает сначала в Антверпен, а потом в 1886 году – в Париж, к брату Тео. Переезд пошел Винсенту на пользу – он знакомится с известными художниками Парижа, посещает выставки импрессионистом. Парижский период жизни Ван Гога стал одним из самых плодотворных в его творчестве – он написал около двухсот тридцати полотен. Здесь Ван Гог создает несколько городских пейзажей– легких, ярких и воздушных, по сравнению с ранними - деревенскими. Знакомства с Полем Гогеном, Эдгаром Дега, Камилем Писсарро и другими открыли новые горизонты для Ван Гога. Его палитра заметно обогатилась, стала яркой и сочной, проявляется его знаменитый «сферический» мазок. Однако Ван Гог по-прежнему не принят общественностью – вероятно, бросалось в глаза отсутствие полноценного художественного образования. Тогда Ван Гог снова берется за самообучение: изучает теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли. Во многом благодаря знакомству с японской цветной гравюрой – основным художественным средством Ван Гога становится цвет. Картины Ван Гога по-прежнему не покупались. В 1888 году Винсент решает переехать на юг Франции в Арль, который напоминал ему Японию – японские гравюры были теперь не нужны. Здесь окончательно формируются творческие принципы и живописная манера Ван Гога: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Картины этого периода очень разнообразны и выполнены как будто в едином порыве к гармонии и свету («Жёлтый дом» (1888), «Кресло Гогена» (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888). «Красные виноградники в Арле» (1888) – картина, наполненная динамизмом и одухотворенностью. Сферическая перспектива и техника мазка создают ощущение бесконечности и круговорота человеческой жизни. В ноябре 1888 года он писал своему брату Тео: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним—зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката». В этот период он работал вместе с Гогеном. Не прошло и месяца, как Ван Гог пишет эту картину, полную одухотворенной жизни и цвета, создается ощущение, что ты чувствуешь аромат виноградной плантации и запах земли после дождя. В картине «Сеятель» (1888) чувствуется влияние Гогена – Ван Гог очень любил этот сюжет и неоднократно к нему возвращался. Существует несколько вариантов «Сеятеля» и каждый из них не похож на предыдущего. Этот образ многое значил для Ван Гога, сеятель – символ жизни, бесконечный цикл рождения нового, торжество мира и счастья. Заходящее солнце создает нимб над головой крестьянина, возводя этот образ в культ святости. Впервые он обращается к этому образу еще в 1880 году, когда делает копию «Сеятеля» Франсуа Милле.
В октябре 1888 года к Ван Гогу приехал Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Друзья повздорили и Гоген, искавший покоя для работы, решил уехать. Ночью, после очередной ссоры, Ван Гог в порыве гнева набросился на гостя с лезвием, Гоген чудом остался цел. Этой же ночью, Ван Гог отрезает себе мочку уха, вероятно в порыве раскаяния или сумасшествия. На следующий день его отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился. Врачи диагностировали биполярное расстройство психики. В это время им написан знаменитый автопортрет с повязкой. Спустя пять месяцев, проведенных в больнице, Ван Гог добровольно ложится в клинику для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля. Там ему разрешили вернуться к живописи и за год, проведенный в поселении, Ван Гог создает около ста пятидесяти картин.
Для работ этого периода были характерны напряженность и динамизм, которые создавали эффект головокружения («Звёздная ночь» (1889), «Пейзаж с оливами» (1889), «Пшеничное поле с кипарисами» (1889)). Моменты творческого подъема чередовались с душевными переживаниями. Однако в клинике Ван Гог ощущал себя комфортно, и не чувствовал себя белой вороной среди пациентов.
В этот период Ван Гог обращается к символу смерти и создает образ жнеца («Жнец», 1889). Жнец – противоположность «Сеятеля» – срезает колосья жизни, образуя безжизненные стога. Весной 1890 года, Ван Гог переезжает в местечко Овер-сюр-Уаз, под Парижем, где впервые за два года видится с братом. Единственным человеком, который понимал Винсента и оказывал ему всяческую поддержку, был Тео. Между ними всегда были теплые и искренние отношения. Когда Винсенту было 18, а Тео 15 – они начали переписку, которая продолжалась почти всю жизнь. «Письма Винсента Ван Гога к его брату Тео» – изданная переписка, в которой отражены все оттенки трагической жизни художника.
В июле 1890 года, Ван Гог пишет свое последнее полотно «Пшеничное поле с воронами», а через неделю произошла трагедия. Винсент вышел на прогулку для рисования и выстрелил в себя из револьвера, который он брал с собой для отпугивания птиц. Пуля попала в грудь и через 29 часов после выстрела Винсент скончался от потери крови. По словам Тео, последними словами художника были: «Печаль будет длиться вечно». Винсент Ван Гог умер в возрасте 37 лет и был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. Винсент Ван Гог – человек тяжелой судьбы – считал, что делает что-то действительно важное для всего мира. Его взгляд на вещи, на человека – поражает своей грандиозностью. А стиль художника, его манера наносить множество мазков по сферической перспективе – кажется отражали все разнообразие поворотов судьбы. Каждая картина Ван Гога –откровение художника, завязанное на остром мироощущении. Холодные краски пронзают нас до глубины души, а теплые заставляют трепетать сердце. Уже в середине ХХ века Ван Гог стал одним из величайших и узнаваемых художников мира. Его творческие принципы оказали огромное влияние на становление многих поколений художников во всем мире. Георгий Колычев
|
Рекомендуем |