Партнеры Живи добром

Эдгар Дега. Наследник старых мастеров


Эдгар Дега является, пожалуй, одним из самых знаменитых художников XIX века, которые изображали зрелища и развлечения Парижа. Можно сказать, что он относится к кругу импрессионистов, хотя иногда это и оспаривается. Сам же художник говорил, что, скорее всего, он не является таковым. Дега относил себя больше к реалистам, хотя участвовал почти во всех выставках импрессионистов. В представленном очерке мы рассмотрим начало творческого пути этого великого живописца. 


Эдгар Дега (автопортрет)


Эдгар Дега родился в 1834 году, в Париже, в семье Огюста де Га, и изначально имя его семьи писалось именно так, в два слова, более аристократично. Уже впоследствии в юности, Дега, увлекшись социалистическими идеями, меняет написание своей фамилии, начинает писать ее так, как она известна и поныне. Таким образом, он является первым, а впоследствии и единственным членом своей семьи, с таким написанием фамилии. 


Отец художника, Огюст де Га, был банкиром, а мать, Селестина, дочерью брокера на хлопковой бирже, то есть художник рос в "торговой" семье. Он был старшим из пятерых детей. В отличие от многих других мастеров, которые в начале своей карьеры нуждались в деньгах, Эдгару Дега они были не так сильно нужны, поэтому он мог себе позволить подолгу сидеть над картинами и первоначально не продавать их. Про него даже ходила шутка, что художника можно было вынудить закончить работать над картиной, только отобрав ее у него.


В 1854 году, когда ему исполнилось 20 лет, он начинает брать уроки живописи у художника Луи Ламота, в то время живописца довольно знаменитого и прославленного, но сегодня, к сожалению, практически забытого. Единственное, что доподлинно известно на данный момент, что Луи Ламот, в свою очередь, учился у Энгра. Соответственно, для Дега Энгр тоже всю жизнь был неким "заочным" учителем, к творчеству которого он неоднократно обращался. В биографии Дега даже был момент, когда ему удалось встретиться с Энгром, последнему тогда было 75 лет, и Энгр дал юному художнику знаменитый совет: "Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше по памяти или с натуры". Отчасти следуя этому совету и слушая свои желания, Дега очень много внимания обращает на линии. Пожалуй, это основная причина того, что некоторые отличают его от импрессионистов, которых больше интересовали вопросы цвета и тени. А для Дега линия всегда имела очень большую роль. 


Эдгар Дега "Римская нищенка"


Его первая работа, полотно "Римская нищенка" (1857), на первый взгляд вдохновлено творчеством старых мастеров, довольно академична. Дега тогда много времени проводил в Лувре, копируя произведения, например, Пуссена. Эта работа написана Дега во время пребывания в Италии, куда он отправляется, можно сказать, опять же следуя традиции классического обучения художников, потому что во все времена художники уезжали за границу, чтобы соприкоснуться с античностью, с тем миром, где складывалось искусство. В этой первой картине Дега сложно угадать его будущую манеру письма. Весьма интересно, что в этой работе Дега отказывается от тех мотивов, которые неизбежно предлагает этот сюжет. Он практически не указывает на то, кем эта женщина является. На картине представлена лишь корка хлеба и миска с подаянием, но они занимают лишь малую часть полотна. Женщина же показана на картине довольно величественно. Манера письма, холст и масло также указывают на работы старых мастеров. 


Там же, в Италии, он гостит у своих родственников, семьи Беллели, и пишет картину с их изображением (1858-1861). На полотне представлена его тетка Лаура и ее муж. По поводу этой картины высказываются разные мнения. Иногда пишут, что он хотел на ней показать единство семьи, а порой говорят, что он передал на ней разлад в семье. В то же время на картине снова чувствуется обращение к работам старых мастеров. Он стремится расположить семью на холсте так, чтобы отдельно показать характер каждого из членов. Тетка Лаура представлена в черном платье, потому что она носит траур по деду Дега, портрет этого деда висит на стене около фигуры тетки. Две дочери стоят рядом с ней: одна более скромная и замкнутая, держит руки вместе и стоит скованнее второй, более живой и непосредственной девушки. Кроме того, здесь видно увлечение Дега фотографией, которая в те времена только развивается, и стремление показать случайный момент. 


Эдгар Дега "Голубые танцовщицы"


Взглянув на первые работы Эдгара Дега, трудно понять, какие сюжеты он будет писать в дальнейшем. А ведь будут и балерины, и обнаженные фигуры и еще много всего, совершенно не напоминающие эти первые шедевры. Но и они имеют место, более того, эти работы показывают, каким было образование Дега, от чего он отталкивался в своей дальнейшей карьере. А это немало. 



Дарья Урядова



 

Рекомендуем

Рай для палачей ("Рай" реж. Андрей Кончаловский)
Вечер-встреча «Душа и благородный образ всего народа»
Загружай и заряжай. Выбираем электронные книги
Дмитрий Булатов «Art&Science: искусство на грани науки»
Сергей Рахманинов. Музыка обращенная к сердцу
Генрик Сенкевич: «Счастье там, где человек его видит»
Под присмотром Медузы Горгоны
Тест Роршаха в поп-культуре
Как Моцарт вернул виртуоза в музыку
Александр Родченко. Даёшь арт в СССР!