Эдгар Дега. Наследник старых мастеров
Эдгар Дега является, пожалуй, одним из самых знаменитых художников XIX века, которые изображали зрелища и развлечения Парижа. Можно сказать, что он относится к кругу импрессионистов, хотя иногда это и оспаривается. Сам же художник говорил, что, скорее всего, он не является таковым. Дега относил себя больше к реалистам, хотя участвовал почти во всех выставках импрессионистов. В представленном очерке мы рассмотрим начало творческого пути этого великого живописца.
Эдгар Дега родился в 1834 году, в Париже, в семье Огюста де Га, и изначально имя его семьи писалось именно так, в два слова, более аристократично. Уже впоследствии в юности, Дега, увлекшись социалистическими идеями, меняет написание своей фамилии, начинает писать ее так, как она известна и поныне. Таким образом, он является первым, а впоследствии и единственным членом своей семьи, с таким написанием фамилии.
Отец художника, Огюст де Га, был банкиром, а мать, Селестина, дочерью брокера на хлопковой бирже, то есть художник рос в "торговой" семье. Он был старшим из пятерых детей. В отличие от многих других мастеров, которые в начале своей карьеры нуждались в деньгах, Эдгару Дега они были не так сильно нужны, поэтому он мог себе позволить подолгу сидеть над картинами и первоначально не продавать их. Про него даже ходила шутка, что художника можно было вынудить закончить работать над картиной, только отобрав ее у него.
В 1854 году, когда ему исполнилось 20 лет, он начинает брать уроки живописи у художника Луи Ламота, в то время живописца довольно знаменитого и прославленного, но сегодня, к сожалению, практически забытого. Единственное, что доподлинно известно на данный момент, что Луи Ламот, в свою очередь, учился у Энгра. Соответственно, для Дега Энгр тоже всю жизнь был неким "заочным" учителем, к творчеству которого он неоднократно обращался. В биографии Дега даже был момент, когда ему удалось встретиться с Энгром, последнему тогда было 75 лет, и Энгр дал юному художнику знаменитый совет: "Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше по памяти или с натуры". Отчасти следуя этому совету и слушая свои желания, Дега очень много внимания обращает на линии. Пожалуй, это основная причина того, что некоторые отличают его от импрессионистов, которых больше интересовали вопросы цвета и тени. А для Дега линия всегда имела очень большую роль.
Его первая работа, полотно "Римская нищенка" (1857), на первый взгляд вдохновлено творчеством старых мастеров, довольно академична. Дега тогда много времени проводил в Лувре, копируя произведения, например, Пуссена. Эта работа написана Дега во время пребывания в Италии, куда он отправляется, можно сказать, опять же следуя традиции классического обучения художников, потому что во все времена художники уезжали за границу, чтобы соприкоснуться с античностью, с тем миром, где складывалось искусство. В этой первой картине Дега сложно угадать его будущую манеру письма. Весьма интересно, что в этой работе Дега отказывается от тех мотивов, которые неизбежно предлагает этот сюжет. Он практически не указывает на то, кем эта женщина является. На картине представлена лишь корка хлеба и миска с подаянием, но они занимают лишь малую часть полотна. Женщина же показана на картине довольно величественно. Манера письма, холст и масло также указывают на работы старых мастеров.
Там же, в Италии, он гостит у своих родственников, семьи Беллели, и пишет картину с их изображением (1858-1861). На полотне представлена его тетка Лаура и ее муж. По поводу этой картины высказываются разные мнения. Иногда пишут, что он хотел на ней показать единство семьи, а порой говорят, что он передал на ней разлад в семье. В то же время на картине снова чувствуется обращение к работам старых мастеров. Он стремится расположить семью на холсте так, чтобы отдельно показать характер каждого из членов. Тетка Лаура представлена в черном платье, потому что она носит траур по деду Дега, портрет этого деда висит на стене около фигуры тетки. Две дочери стоят рядом с ней: одна более скромная и замкнутая, держит руки вместе и стоит скованнее второй, более живой и непосредственной девушки. Кроме того, здесь видно увлечение Дега фотографией, которая в те времена только развивается, и стремление показать случайный момент.
Взглянув на первые работы Эдгара Дега, трудно понять, какие сюжеты он будет писать в дальнейшем. А ведь будут и балерины, и обнаженные фигуры и еще много всего, совершенно не напоминающие эти первые шедевры. Но и они имеют место, более того, эти работы показывают, каким было образование Дега, от чего он отталкивался в своей дальнейшей карьере. А это немало.
Дарья Урядова
|
Рекомендуем |