Партнеры Живи добром

Его иллюстрации складывались в самостоятельную песнь. Евгений Лансере


4 сентября 1875 года – День рождения русского художника Евгения Евгеньевича Лансере, известного советским людям в первую очередь по иллюстрациям книг Льва Николаевича Толстого.  Одаренная личность, он родился в семье скульптора, а племянником приходился самому Александру Николаевичу Бенуа. В таком окружении трудно остаться в стороне от мира красоты и искусства, и талант юного Лансере не преминул обнаружить себя. Четыре года он проводит в Рисовальной школе, а затем продолжает обучение во Франции, где приобретает профессиональные навыки. Однако, не поддавшись очарованию Парижа – центра эстетики и художеств, он возвращается в Россию, где получает известность, работая над оформлением книги «Царская и императорская охота на Руси» в 1902 году. Влюбленный в свою родину – Санкт-Петербург – спустя восемь лет он мастерски иллюстрирует труд Бенуа «Царское село в царствование императрицы Елизаветы Петровны».  В течение первого десятилетия двадцатого столетия он также пишет серию изображений Петербурга, отличающихся самобытностью и атмосферностью. Особенно удаются ему исторические сюжеты на тему его любимой Петровской эпохи.

 Здание Двенадцати кллегий 1903г.png

Талант Лансере подлинно раскрылся в иллюстрациях к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат», которая вышла уже после смерти писателя, в 1916 году, в порезанном цензурой варианте. Полную версию опубликовали двумя годами позже. Как отметил А. Н. Бенуа: «рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть, <…> складываются в самостоятельную песнь». В букинистических магазинах оригинальное издание 1918 года оценивается сейчас в 85000 рублей. Подлинный шедевр, плод работы двух необычайно талантливых людей, она представляет собой свидетельство времени, когда книга была полноценным произведением искусства, а не одним лишь текстом, который можно прочесть на любом электронном носителе.

«Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстой с ил. Лансере. 1918 г.png

Иллюстрируя произведения, Лансере очень трепетно относился к делу, полагая, что оформление является важнейшей частью образа книги, во многом определяющей впечатление читателя. Внимательное отношение к деталям, стремление к достоверности изображаемого обеспечили художнику уважение критиков и признание широкой публики.

В 1920 году Лансере уезжает в Тбилиси, где проведет почти 15 лет, работая в этнографическом музее. В этот период тематика его картин меняется в сторону революционной. Несмотря на скептическое отношение к большевикам в первые годы после Революции, он, очевидно, принял новую политическую реальность, адаптировав к ней свое творчество, не без интереса углубившись в иное направление в своем искусстве. Верный принципу максимальной достоверности, он создает работы на тему событий его современности.

«Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту советской власти». Триптих. Центральная часть. 1929-1931 гг.png

В 1934 году Лансере возвращается в Россию, где продолжает работу над другим произведением Толстого – «Казаки», а также получает заказы на роспись Казанского вокзала и станции метро Комсомольская. Панно, созданное художником, отдает должное комсомольцам-строителям метрополитена, молодым энтузиастам, сумевшим предотвратить серьезную катастрофу из-за прорыва вод древнего ручья.

Панно по эскизам Лансере, м. Комсомольская.png

В 1943 году Лансере получает Сталинскую премию, а спустя всего лишь год после войны умирает, не закончив работу над вестибюлем Казанского вокзала. Его творчество, отличавшееся гармоничностью и художественной правдоподобностью, безусловно, служит образцом для многих современных иллюстраторов. 


Алина Четаева



 

Рекомендуем

Огюст Роден. Скульптуры, остановившиеся во времени
И швец, и жнец, и на дуде игрец: жизнь Станислава Говорухина
Встретились как-то Джон Уик, Малефисента и джедаи: Косплей на Comic Con Russia 2019
Птица просится в полет («Леди Бёрд», реж. Грета Гервиг)
Знакомьтесь, фотограф Эмиль Золя
Счастливчик Джим ("Удача Логана" реж. Стивен Содерберг)
Тест Роршаха в поп-культуре
Стоит ли смотреть "Аладдина" Гая Ричи?
Мать Тереза. «Я — карандаш в руке Бога, это Он пишет...»
Индийская мода. Имперский стиль без перегибов