Партнеры Живи добром

«Психология масс и анализ человеческого "Я"» Зигмунда Фрейда


Нашим авторитетным проводником в неизведанный мир человеческой души по сей день остается знакомый всем еще с юности (по большей части из-за его любви к бессознательному и неприличному) Зигмунд Фрейд. Его творческое наследие впечатляет так же, как и вклад в науку, поэтому придется остановиться лишь на одном из неизменно прекрасно отшлифованных и выразительных сочинений. «Психология масс и анализ человеческого «Я» посвящены не столь типичной для Фрейда, но весьма популярной для его эпохи тематике - анализу поведения и устройства толпы. Книга вышла в 1921 году, когда только отгремели взрывы Первой мировой, но в атмосфере уже витало предчувствие новых трагедий. Для психологии это была эпоха увлечения феноменом массы, и конечно отец психоанализа не смог устоять от того, чтобы препарировать так манившую всех проблему скальпелем своей методологии.


Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «Я»


Фрейд, вслед за многими его современниками, утверждает, что существует некая особая душа массы, которая возникает в момент, когда множество людей собирается вместе. Эта новая формация получается совсем не похожей на простую группу индивидов, она словно приобретает собственную сущность. Люди в толпе теряют изрядную часть ума, воли и желаний, они как бы становятся единым организмом. Такое скопление легко увлечь страстной речью харизматического лидера. Не случайно именно эта самая толпа превратится в послушное орудие в руках диктаторов два десятилетия спустя.

Психоаналитик пытается понять какова природа массы. Он задается вопросом, почему она действует на людей таким странным образом, что они в больших группах совершают поступки, которые не смогли бы сделать в одиночку, да и не захотели бы. Фрейд говорит об особом характере связей внутри толпы, которые  возникают под воздействием либидозной энергии (куда же без нее, если речь идет о Фрейде). Либидо призвано объединять людей, усмирять их нарциссические устремления к самовозвышению над ближним. Эта энергия является естественной созидательной силой, от природы живущей в человеке наравне с противоположной ей энергией разрушения. Психоаналитик сравнивает действующие в толпе силы с гипнотическим эффектом, возникающим между людьми в момент влюбленности. Влюбляясь, человек также перестает критически смотреть на мир вокруг и объект своей страсти, который кажется безупречным. В массе место возлюбленного занимает лидер. Люди объединяются на основе общности влечения к лидеру. Фрейд приводит в пример группу фанаток знаменитого артиста - девушки понимают, что ни одна не получит особого расположения кумира, поэтому вместо естественного (как считает автор книги) желания переубивать соперниц, они предпочитают сотрудничать и даже проникаются расположением друг к другу.


Зигмунд Фрейд «Психология масс и анализ человеческого «Я»


Размышляя о толпе, Фрейд поднимает архитипический образ отца, который, по его мнению, перевоплотился в известный всем образ Бога. Однако некогда этот отец был материальным. Он руководил первобытным племенем, устанавливал жесткие правила, но, в то же время брал всю ответственность за судьбу своих «сыновей» на собственные плечи. Однажды «сыновья» убили отца и стали свободны от его власти, но тайное желание подчиняться и быть ведомыми осталось, и отсюда Фрейд выводит истоки возникновения феномена массы. Соединившись на основе принципа идентификации с объектом заторможенного либидозного влечения («братьями») толпа готова подчиниться объекту нарциссической идеализации в виде харизматического лидера («отец»).

Зигмунд Фрейд любит рассказывать Мифические истории в своих серьезных и глубоких трудах, иллюстрируя ими гипотезы и теории психоанализа. Он пишет выразительно, как и было принято в его эпоху, но не боится прямо и четко высказывать свою позицию. Поэтому читать «Психологию масс и анализ человеческого «Я» - все равно, что беседовать с автором за чашкой венского кофе в его маленьком кабинете на Бергассе, 19. С Фрейдом никуда не надо спешить - своей гибкой мыслью он увлечет вас в расслабленную атмосферу беседы о психоанализе. Главное не забыть раскурить сигару.


Мария Головина



 

Рекомендуем

«Феликс Петуваш. Полет над тернами»
Русский импрессионизм. Константин Коровин
Василь Быков. Апостол свободы
Кино. Премьера. "На гребне волны"
Гениальный и самоуверенный — биография Жан-Поля Готье.
Том Хэнкс. Дон-Кихот по-американски
Ирландия: страна, которая заставляет танцевать
Юрий Яковлев. Актер больших ролей
Счастливые часов не наблюдают. А если это часы Ulysse Nardin?
«Грех молодости» Ивана Лажечникова