Игорь Грабарь - признанный жизнелюбецИгорь Грабарь-одно из самых известных имен в истории искусства XX века. Художник, теоретик, искусствовед, не случайно именно он стал первым директором Третьяковской галереи.
Он с юности знал о своем призвании, однако обстоятельства были против него. Ему 18 лет, он нищий студент юридического и одновременно историко-филологического факультета Петербургского университета. Денег почти нет, и будущее светило зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов, которые сам иллюстрирует. Все это время Грабарь мечтает о поступлении в Академию художеств. И вот, наконец, через пять лет он – блестящий, подающий большие надежды слушатель Академии, ученик Ильи Репина.
Как и многие художники до него, Игорь Грабарь продолжает образование за границей. Четыре года он посвятил изучению школ живописи практически всех направлений, побывал в Берлине, Париже, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе. Шедевры мастеров Возрождения, работы импрессионистов и постимпрессионистов произвели на него неизгладимое впечатление. Однако, как истинный мастер, Грабарь продолжает искать свою собственную художественную манеру.
В произведениях Грабаря наиболее последовательно и ярко проявляются приемы импрессионистической живописи с присущими ей подвижностью мазка, мимолетностью впечатлений и фрагментарностью композиций. Художник не мог просто созерцать окружающий мир, он жаждал делиться своими открытиями , и в каждой работе стремился запечатлеть все краски жизни. В пейзаже Грабарь был особенно склонен к изображению природы русской зимы, его вдохновляла широта русских просторов. Художник не случайно называл себя «признанным жизнелюбцем», в окружающем мире Игорь Эммануилович искал мотивы, отмеченные радостной нотой, отвечающие его внутреннему состоянию...
Самыми знаменитыми работами Грабаря являются пейзажи, и среди них «Февральская лазурь» и «Мартовский снег»... Многократно заявляя о своей любви к всему яркому, светлому, свежему, художник говорил и о своей любви к вещественности и действительности.
В натюрмортах («Хризантемы», «За самоваром», «Неприбранный стол») цветовая доминанта господствует над всеми тонами и полутонами. Грабарь тонко чувствовал зависимость окраски и формы предмета от освещения и атмосферы.
При всем пристрастии Грабаря к камерным, чувственным жанрам, он отдал дань и актуализированной живописи. Его кисти принадлежат картины «В.И. Ленин у прямого провода», «Крестьяне-ходоки на приёме у В.И. Ленина».
Как портретист он начинал с автопортретов и изображений близких. Позже создал ряд портретов по заказу Академии наук. Не менее сильным увлечением была и архитектура, по его проекту строится санаторий «Захарьино» — смешение русского классицизма и архитектуры итальянского Ренессанса. Игорь Эммануилович сделал неоценимый вклад в сохранение наследия России.
Выдающийся русский художник и реставратор до последних дней был верен своему призванию. Его вклад в отечественную школу живописи поистине огромен и многогранен, Грабарь до сих пор является гордостью русского искусства. Характер художника, его неиссякаемая энергия, инициативное, поэтическое видение действительности проявляется во всем — в живописном творчестве, в работе по охране и реставрации памятников, в издательской деятельности. Чем бы он ни занимался, «все это совершалось из страсти к искусству, во имя искусства, … без этого я не мог существовать, не мог дышать ни один день моей жизни».
Кристина Гришина |
Рекомендуем |