Партнеры Живи добром

Игорь Грабарь - признанный жизнелюбец


Игорь Грабарь-одно из самых известных имен в истории искусства XX века. Художник, теоретик, искусствовед, не случайно именно он стал первым директором Третьяковской галереи.


Он с юности знал о своем  призвании, однако обстоятельства были против него. Ему 18 лет, он нищий студент юридического  и одновременно историко-филологического  факультета Петербургского университета. Денег почти нет, и  будущее светило зарабатывает на жизнь сочинением юмористических рассказов, которые  сам иллюстрирует. Все это время  Грабарь мечтает о  поступлении в Академию  художеств. И вот, наконец, через пять лет он – блестящий, подающий большие надежды слушатель Академии, ученик Ильи Репина.


Игорь Грабарь


Как и многие художники до него, Игорь Грабарь продолжает образование за границей. Четыре года он  посвятил  изучению школ  живописи  практически всех направлений, побывал в Берлине, Париже, Венеции, Флоренции,  Риме, Неаполе. Шедевры мастеров Возрождения, работы импрессионистов и постимпрессионистов произвели на него неизгладимое впечатление. Однако, как истинный мастер, Грабарь продолжает искать свою собственную художественную манеру.


В произведениях Грабаря наиболее последовательно и ярко проявляются приемы импрессионистической живописи с присущими ей подвижностью мазка, мимолетностью впечатлений  и фрагментарностью композиций. Художник не мог просто созерцать окружающий мир, он жаждал делиться своими открытиями , и в каждой работе стремился запечатлеть все  краски жизни. В пейзаже Грабарь был особенно склонен к изображению природы русской зимы,  его  вдохновляла   широта русских просторов. Художник не случайно называл себя «признанным  жизнелюбцем», в окружающем мире Игорь Эммануилович искал мотивы, отмеченные радостной нотой, отвечающие его внутреннему состоянию...


Игорь Грабарь "Мартовский снег"


Самыми знаменитыми работами Грабаря являются  пейзажи, и среди них  «Февральская лазурь» и  «Мартовский снег»... Многократно заявляя о своей любви к всему яркому, светлому, свежему, художник говорил и о своей любви к вещественности и действительности. 


Игорь Грабарь


В натюрмортах («Хризантемы», «За самоваром», «Неприбранный стол») цветовая доминанта господствует над всеми тонами и полутонами. Грабарь тонко чувствовал  зависимость  окраски и формы предмета от освещения и атмосферы.


При всем пристрастии Грабаря к камерным, чувственным жанрам,  он отдал дань и актуализированной живописи. Его кисти принадлежат  картины  «В.И. Ленин у прямого провода», «Крестьяне-ходоки на приёме у В.И. Ленина». 


Игорь Грабарь "В.И. Ленин у прямого провода"


Как портретист он начинал с автопортретов и изображений близких. Позже создал ряд портретов по заказу Академии  наук. Не менее сильным увлечением была и архитектура, по его проекту строится санаторий «Захарьино» — смешение русского классицизма и архитектуры итальянского Ренессанса. Игорь Эммануилович сделал неоценимый вклад в сохранение наследия России.


Выдающийся русский художник и реставратор до последних дней был верен своему призванию. Его вклад в отечественную школу живописи поистине огромен и многогранен,  Грабарь до сих пор является гордостью  русского искусства. Характер художника, его неиссякаемая энергия, инициативное, поэтическое видение действительности проявляется во всем — в живописном творчестве, в работе по охране и реставрации памятников, в издательской деятельности. Чем бы он ни занимался, «все это совершалось из страсти к искусству, во имя искусства, … без этого я не мог существовать, не мог дышать ни один день моей жизни».



Кристина Гришина



 

Рекомендуем

Кино. «Да и Да» реж. Валерия Гай Германика
Махмуд Эсамбаев — народность, выраженная в танце.
Выставка «Московская Оттепель 1953-1968»
Майя Плисецкая. Лишние слова не нужны
Дон Джонсон: «Я лучше, чем Пачино. Я лучше, чем Де Ниро»
Госпожа удача «Белого солнца пустыни»
От актёра до драматурга. История одного Мольера
Фестиваль Дмитрия Корчака в НОВАТе
Грегуар Мишонц: творчество вопреки реальности
Пополнении коллекции Государственного Эрмитажа