Партнеры Живи добром

Искусство щедрости


Я люблю деньги, но искусство мне дороже.

В. Кокорев 


История меценатства корнями уходит в Древний Рим, связана она с именем известного аристократа Гай Цильний Мецената. Он являлся покровителем художников и поэтов, в частности Горация и Вергилия. В дальнейшем фамилия его стала именем нарицательным, а день его рождения - 13 апреля - День мецената и благотворителя. В связи с этим, хотелось бы вспомнить нескольких российских меценатов. 


Крупнейшим в истории нашей страны было пожертвование Гаврилы Солодовникова (1826-1901). Полученное от отца в наследство, бумажное предприятие к сорока годам сделало его миллионером. Поговаривают, что купец, склонный к бережливости, питался бедно, резину на карету не ставил вовсе, а дела вел порой нечестно. Но искупал эти грехи благотворительностью. Первым его вкладом в развитии искусства был вклад на воздвижение Консерватории в Москве в размере нескольких сотен тысяч рублей. Также он спонсировал открытие первой Частной оперы (здание на улице Большая Дмитровка и называется «Московский театр оперетты»). Около 9 миллиардов современных долларов он отправил на строительство женских училищ, приютов и домов для бедных.


Солодовников


Самым состоятельным бароном России в девятнадцатом веке был Александр Штиглиц (1814-1884). Барон построил основные ветки российских железных дорог. Выступал меценатом Училища технического рисования Штиглица в Петербурге (ныне Мухинское училище) и первого в стране Музея декоративно-прикладного искусства. 


Владелец стекольных заводов в г. Гусь – Хрустальный, полученных в наследство от дяди, Юрий Нечаев-Мальцев (1834-1913) был невероятно скуп. Это объясняется, очевидно, бедностью, в которой он прожил долгое время. Главной его страстью была еда. На одном из званых обедов он познакомился с Иваном Цветаевым (отцом будущей поэтессы) и тот уговорил его выделить три миллиона на постройку Музея изящных искусств. В течение долгих 10 лет строительства музея даритель действовал анонимно и шел ради дела на огромные расходы: выписывал строителей из Италии, добывал мрамор и т.д.  В 2012 году к столетию ГМИИ имени Пушкина на музее появилась памятная доска в честь Юрия Степановича Нечаева-Мальцева.


Нечаев-Мальцев


Имя следующего мецената примечательно по многим причинам. Кузьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901) вырос в семье старообрядцев. Европейское образование стал получать, будучи довольно взрослым, примкнув к кружку западников в Москве. В этот момент он и создал первое в России частное издательство: стал печатать книги для народа за свой счет. «Кузьма Медичи» - так называли купца московские художники – начал заниматься скупкой картин раньше Третьяковых. Собрание из трехсот картин и других произведений искусства он завещал Румянцевскому музею.  Другая часть денег пошла на строительство ремесленного училища и устройства больницы для бедных, «без различных званий, сословий и религий», ныне Боткинской больницы.


Судьба владельца текстильного производства Саввы Тимофеевича Морозова (1862-1906) сложна и соответствует событиям, свидетелем которых он был. Питая особую любовь к актрисе М.Ф. Андреевой, он более 12 лет оплачивал аренду для Художественного театра на Камергерском переулке. Сочувствовал революции: дружил с Горьким, передавал запрещенные рукописи рабочим. В 1906 году, лишившись возможности управлять собственной мануфактурой, меценат покончил с собой.


Савва  Морозов


Пожалуй, самыми известными меценатами России остаются братья Третьяковы Павел (1832-1989) и Сергей (1834-1892) Михайловичи. Помимо владения Большой Костромской мануфактурой, они занимались коллекционированием картин: один – русских, другой – зарубежных. Основав Городскую галерею Третьяковых, они дарят ее Москве, как и всю свою коллекцию картин. Помимо галереи, училищ для глухонемых, поддержки художников посредством покупки их произведений, братья в целях улучшения дорожной обстановки в центре города проложили проезд, который и поныне носит их имя.


Одним, точнее одной из меценатов России, была вдова Абрама Морозова - Варвара Алексеевна Морозова (1850-1917). Унаследовав от мужа Тверскую мануфактуру, начала жертвовать деньги на клиники, школы и училища для бедных. На ее средства были созданы санатории и лечебницы для больных туберкулезом. Под ее покровительством была организована первая бесплатная – читальня им. И.С. Тургенева. Наивысшей щедростью было ее завещание, по которому все акции переходили рабочим Тверской мануфактуры.

Судьба купца Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) - устроителя «русской культурной жизни» довольно трагична. 


Мамонтов


Разбогател на железнодорожном строительстве, построив стратегически важный отрезок дороги из Ярославля в Мурманск. Он виртуозно лепил, имел сильный бас, но на сцену так и не вышел. Зато создал первую Частную оперу, где он был и режиссером, и постановщиком, и учителем вокала. Свое поместье Абрамцево он превратил в художественную колонию, создав мастерские, обучая крестьян ремеслу и пропагандируя «русский стиль». Немалую сумму он потратил на журнал «Мир искусства» и Музей изящных искусств. К сожалению, взяв большой кредит в банке, на строительство очередного участка дороги, он не смог его выплатить. Савва Иванович был заключен в тюрьму. После этого вся его коллекция была продана с молотка, художники от него отвернулись, а он умер в нищете и одиночестве. В г. Сергиев Посад несколько лет назад ему поставили памятник, как человеку, проложившему железнодорожное полотно для проезда паломников в Лавру.


Истории меценатства в России богата выдающимися именами. Ее можно расширить и нашими современниками. Например, Алексей Ананьев – учредитель Института русского реалистического искусства в Москве; Владимир Спиваков – известный режиссер и руководитель Дома Музыки; Мстислав Ростропович и многие другие. Жаль, что далеко не каждый знает тех людей, которые подарили нашей стране ее нынешний культурный облик.



Елена Михайлик



 

Рекомендуем

За здоровый образ жизни! («Я худею» реж. Алексей Нужный)
Прощай, Анна! “Каренина” на фестивале Solo
Дама с камелиями: Зинаида Райх
Выставка «Периодическая печать военных лет (1941-1945 гг.) и ее вклад в Победу»
Московский областной театр юного зрителя
XXXIX ММКФ. "Мешок без дна" Рустама Хамдамова
Она соблазнила Энди Уорхола
Поэзия — это штука личная. Интервью с Андреем Орловским
И все-таки они вместе («Стражи Галактики. Часть 2», реж. Джеймс Ганн)
Полвека истории под именем "Маяк"